Разное

История автомобилестроения в россии: История Отечественного Автопрома…

11.12.1998

Содержание

История Отечественного Автопрома…

Страницы: 1 2 3 следующая >


Первый российский автомобиль с ДВС был построен и публично продемонстрирован в 1896 году Яковлевым и Фрезе на Нижегородской выставке. Их автомобиль представлял собой чуть модернизированную карету с двигателем. К сожалению, он не вызвал интереса у официальных кругов империи.

Рост автомобильного транспорта неразрывно связан с развитием автомобильной промышленности. До 1917 года в России автомобильной промышленности толком не было. Некоторых успехов в её развитии добились лишь Русско Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге и завод Пузырёва в Петербурге. РБВЗ сначала собирал легковые автомобили «Руссо-балт» из импортных деталей, а затем перешёл на выпуск автомобилей из запчастей собственного производства.


Руссо-балт

Однако первые серьёзные усилия по созданию национального автомобилестроения царское правительство предприняло уже в разгар Первой мировой войны, когда в 1916 были выделены казённые средства для строительства автомобильных заводов: АМО в Москве, завод В.

А. Лебедева в Ярославле, и ещё несколько вспомогательных автомобильных мастерских в Рыбинске, Ростове-на-дону и Мытищах. В связи с революцией 1917 года ни один завод не был достроен и только АМО (95 % готовности) и «Лебедев» (60 %) в дальнейшем не сменили профиля и занялись производством автомобилей (ныне АМО ЗИЛ и Ярославский моторный завод). Руссо-Балт в Филях сменил свой профиль на производство самолётов, а затем ракет, в настоящее время это Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.

Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведен заводом АМО в 1924 году. Собственно, с этого и началась эпоха советского автопрома, несмотря на то, что «Ф15» никак не может считаться легковым автомобилем.


АМО Ф15

В 1931-1933 предприятие АМО (Автомобильное Московское общество) было реконструировано и, переименованное в ЗиС (Завод Имени Сталина), выпускало грузовики по лицензии американской фирмы Autocar, а в Нижнем Новгороде (позже Горький) в 1930-1932 было построено предприятие НАЗ (позже ГАЗ), выпускавшее легковые и грузовые автомобили по лицензии фирмы Ford Motor.

Договор о возведении завода в Нижнем Новгороде (с 1932 г. — Горький) подписали с Генри Фордом 31 мая 1929 года заместитель председателя ВСНХ В. Межлаук и директор советской экспортно-импортной фирмы «Амторг» А. Брон. Договор предусматривал строительство предприятия мощностью до 100 тысяч автомобилей в год и передачу СССР лицензии на грузовой и легковой «Форд». Оба предприятия, построенные в ходе индустриализации, стали основой национального автомобилестроения и вместе с менее крупными предприятиями обеспечили к 1938 году выход СССР на первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовиков. До Великой Отечественной войны автомобильная промышленность СССР произвела свыше 1 млн. автомобилей, значительная часть которых поступила в Красную Армию. В 1930-е ГАЗ был единственным отечественным предприятием, выпускающим легковые автомобили в
массовых количествах
. С 1938 года их производили на отдельной нитке конвейера, а до этого грузовики и легковые машины делали на одной линии.

Во время Великой Отечественной войны автозавод ЗиС был эвакуирован в тыл, где на базе его оборудования были созданы новые автомобилестроительные предприятия УльЗиС и УралЗиС (ныне УАЗ и АЗ Урал). В годы войны получила распространение сборка автомобилей из машино-комплектов, поставлявшихся по ленд-лизу.

При создании эпохальной для отечественного и заметной в истории мирового автомобилестроения «Победы» ГАЗ-М 20, проектирование которой начали во время войны, наши конструкторы использовали как американский, так и европейский опыт. При разработке автомобиля «Победа» планировалось, что название машины будет «Родина». Узнав об этом, Сталин иронически спросил: «Ну и почём у нас будет Родина?». Поэтому название изменили на «Победа». При этом автомобиль получился оригинальным и передовым. «Победу» ГАЗ-М 20, в создании которой активное участие принимал главный конструктор завода А. А. Липгарт, отличал оригинальный обтекаемый несущий кузов без выступающих крыльев. Машина появилась уже в 1946 году, когда ведущие мировые компании, в том числе и американские, возобновляли производство довоенных моделей. Впоследствии «Победа» заслужила хорошую репутацию, как надежный, крепкий, долговечный автомобиль.

Она стала одной из первых советских легковых моделей, которые начали экспортировать в социалистические страны и Скандинавию. «Победы» делали по лицензии в Польше под маркой «Варшава», причем в модернизированном виде — вплоть до начала 1970-х.


ГАЗ М20 «Победа»

В связи с ростом производства на ГАЗе и острой необходимостью выпуска полноприводных легковых автомобилей (в первую очередь для армии) руководство советского автопрома решило перевести производство ГАЗ-69 в Ульяновск, тем более что к началу 1950-х у УАЗа уже установились довольно прочные связи с ГАЗом. Директором УАЗ с 1948 года был бывший руководитель ГАЗ И. К. Лоскутов.

В конце 1954 года вышла первая наладочная партия ГАЗ-69. а в следующем году развернули серийное производство. Машины в первую очередь шли в армию и сельское хозяйство. Частным владельцам вседорожники фактически не продавали. В 1959 году УАЗы экспортировали уже в 22 страны. Часть машин для экспорта оснащали двигателем увеличенного объема и мощности — аналогом мотора, устанавливаемого на первые «Волги» ГАЗ-М 21.


ГАЗ 69

В 1950-70-х развитие советского автомобилестроения продолжалось экстенсивными методами, причем до начала 70-х основной приоритет отдавался грузовым автомобилям, в частности, армейским многоосным тягачам и полноприводным грузовикам двойного назначения.

Еще в 1954 году на УАЗе был создан отдел главного конструктора (ОГК), который годом позже возглавил П. И. Музюкин. Под его руководством началось проектирование новых моделей. Основные усилия направили на семейство грузовых автомобилей и микроавтобус, однако параллельно начали работы над перспективным легковым вседорожником. Прототип УАЗ-460 внешне напоминал британский «Ленд-Ровер» (Land Rover). Первый прототип имел независимую подвеску всех колес. Кроме того, на заводе разработали экспериментальный мотор V4. Однако оригинальные проекты не получили развития. Конструкторов, постепенно накапливающих опыт (некоторые квалифицированные специалисты пришли с других предприятий), сдерживало существующее оборудование, отсутствие средств на экспериментальные работы и, главное, специфические требования основных заказчиков — военных, которые и контролировали весь процесс проектирования автомобиля, начиная со стадии технического задания.

Это обстоятельство наложило отпечаток на всю последующую техническую политику завода, которая многие годы отличалась консервативностью. По той же причине в обновление производства в Ульяновске годами не вкладывали значительных средств.

В 1956-м году на ГАЗе начали производство «Волги» ГАЗ-21. Ведущим конструктором проекта был В. С. Соловьев — с 1965-го главный конструктор легковых автомобилей ГАЗ, позднее — главный конструктор ВАЗа. Для своего времени и вплоть до середины 1960-х автомобиль, в сравнении с зарубежными одноклассниками, был вполне современным. «Волги» имели прекрасную репутацию в СССР, конечно, во многом из-за того, что из доступных рядовым покупателям машин были самыми престижными. Однако даже после появления ГАЗ-24 ГАЗ-21 пользовался хорошей репутацией. Эту модель довольно широко экспортировали, причем не только в социалистические страны. Относительно небольшое количество машин (позднее и ГАЗ-24), в том числе с дизелями, еще с конца 1950-х продавала бельгийская фирма «Скалдия-Волга».

У автомобиля ГАЗ-21 существовало множество модификаций. В 1965 году была даже выпущена модель ГАЗ-21П — экспортный вариант с правым рулём. И в том же году сделали ГАЗ-21ПЕ — такую же модель с правым рулём плюс автоматической коробкой передач.


ГАЗ 21

Во второй половине 1950-х в прессе и в кругах специалистов постоянно и настойчиво обсуждали вопрос создания микролитражного недорогого, доступного автомобиля, который в том числе мог бы стать массовой машиной для инвалидов. В СССР, помимо примитивных мотоколясок Серпуховского завода, для них автомобилей не делали. Экспериментальные работы по созданию компактных автомобилей разных конструкций во второй половине 1950-х активно вели в НАМИ.

Решение о строительстве нового завода компактных (по терминологии того времени — микролитражных) автомобилей было принято, как и всегда в СССР, на самом высоком партийно-правительственном уровне. Площадкой для предприятия выбрали относительно неплохо оснащенный завод комбайнов «Коммунар» на Украине, в Запорожье; моторный завод (МеМЗ) расположили неподалеку — в Мелитополе. Директором ЗАЗ стал Сергей Александрович Сериков.

Конструкцию кузова фактически копировали с ФИАТ-600. Существовали два варианта мотора воздушного охлаждения — оппозитный, в основе которого лежал агрегат «Фольксвагена-Жук» (Volkswagen Kafer), и V4 — двигатель, концептуально близкий агрегату V8 чехословацкой «Татры» (Tatra). По воспоминаниям участников создания автомобиля, главной причиной выбора второй конструкция было то, что копирование немецкого образца могло, при экспорте машины, послужить поводом к международному скандалу. Еще в период доводки машины, как и было принято в те годы, публике продемонстрировали прототипы, а в немецкой прессе появились заметки, где советскую машину называли «Фолькс Фиатович».

Первый образец автомобиля в Запорожье собрали 18 июня 1959 г. Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в 1960 г. Автомобиль стал самым доступным в СССР и для многих первым собственным. Именно поэтому многие и вспоминают ЗАЗ-965 «Горбатый Запорожец» с особенной теплотой.

В 1961 году завод был переименован в «Запорожский автомобильный завод»


ЗАЗ 965 «Горбатый Запорожец»

Поделиться |

Страницы: 1 2 3 следующая >

История появления и развития автомобилей в России

Пионеры русского автомобилестроения.

В 2016 году российские автомобилисты отметили 120-летие отечественного автотранспорта. Начало этому знаменательному событию было положено Постановлением Министра путей сообщения царской России от 11.09.1896 г., которое определяло условия и порядок перевозки пассажиров и тяжестей в самодвижущихся экипажах. А вот началом автомобильной эпохи в целом принято считать 1895 г., когда К.Бенц и чуть позже его соотечественник Г.Даймлер построили самодвижущие экипажи с бензиновым ДВС. Впрочем, это не явилось заслугой одного-двух человек. Без гениальных разработок изобретателей всего мира более раннего периода, в том числе и выдающихся русских механиков, нельзя представить развитие технической мысли в области автомобилестроения. Среди основоположников русского автомобилестроения исследователи называют В.П.Гурьева, выпустившего в 1836 году свою работу “Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компаний”. Под “сухопутными пароходами” Гурьев подразумевал паровые автомобили, т.к. автомобилей с ДВС еще не было. Не будучи конструктором автомобилей, он внес большой вклад в развитие стратегии автомобилизма. Другие исследователи склонны считать, что пионерами русского автомобилестроения были: крепостной-самоучка Леонтий Шамшуренков и выдающийся механик Иван Кулибин. Свою самобеглую коляску Л.Шамшуренков продемонстрировал 1.11.1752 г. Это была четырехколесная коляска, которую приводили в действие два человека посредством устройства, похожего на ворот. Экипаж мог перевозить двоих пассажиров со скоростью 15 км в час. К сожалению, гениальное устройство отдали придворным для развлечений. Не менее выдающимся изобретением явился трехколесный педальный самоходный экипаж И.П.Кулибина, который он продемонстрировал в 1791 году на улицах Петербурга. Самокатка Кулибина имела практически все основные узлы автомобиля: перемену передач, рулевое управление, подшипники качения, тормозное устройство и развивала скорость до 16,2 км в час. В 1801 году мастер с Урала Артамонов построил двухколесную самоходную коляску — первый педальный самокат, ставший прообразом будущего велосипеда. В 1830 г. К.Янкевич изобрел колесный самоходный экипаж с паровым двигателем “Быстрокат”, скорость которого достигала 30 км в час. Однако, тяжелые и громоздкие паровые установки не давали возможности построить простую компактную машину. Необходимо было создать мощный, быстроходный и легкий двигатель. Таким источником мощности стал ДВС.

Русские электромобили.

В 1884 году Е.А.Яковлев основал в Петербурге первое производство отечественных двигателей собственной конструкции. В 1891 г. его завод приступил к серийному выпуску бензиновых и керосиновых двигателей. Параллельно с паровыми машинами и ДВС велись работы в области электротехники и рассматривались варианты использования ее в автомобилестроении. В России работами по созданию электрических экипажей занимался инженер Романов. Им были созданы электромобили типа коляски (кэба) и омнибуса. Двухместный кэб Романова 1899 г. использовался для “извозного промысла”. В электромобилях Романова были по 2 электродвигателя и 2 системы торможения. Строились электромобили акционерным обществом П.А.Фрезе. Большой вес, частая подзарядка и чувствительность к сотрясениям затрудняла эксплуатацию электромобилей.

Первые дореволюционные русские автомобили с ДВС.

Создателями первого русского двухместного автомобиля с ДВС стали Е.А.Яковлев, занимавшийся выпуском ДВС, и П.А.Фрезе — владелец каретных мастерских. Испытание автомобиля произошло в мае 1896 г. Машина мощностью 2 л.с. имела двухместный кузов, максимальную скорость- 20 км в час. В 1902 году на предприятии Фрезе был создан первый российский автомобиль с расположением двигателя спереди, с мотором 8 л.с., с карданной передачей и пневматическими шинами. Однако из-за конкуренции иностранных фирм серийный выпуск отечественных машин не удавался. Первым предприятием, начавшим выпускать русские автомобили с отечественными деталями, была автомобильная мастерская И.П.Пузырева. В 1911 г. предприятие выпустило модели «28-34» и «28-40», всего с 1911 по 1914г.г. на предприятии было собрано 38 машин. Автомобиль Пузырева был крепким, довольно тяжелым, с большим дорожным просветом, прекрасно подходил для российских дорог. И.П.Пузырев совершил на нем успешный пробег из Петербурга в Париж, где автомобиль произвел на всех благоприятное впечатление. К сожалению, пожар 1914 года уничтожил большую часть завода и 8 автомобилей, в результате предприятие было закрыто. С 1910 года начинает выпуск отечественных автомобилей с собственными запчастями предприятие «Руссо-Балт» в Риге. Автомобили завода неоднократно принимали участие в различных автопробегах, показывали отличные ходовые качества, выделялись изящным видом, завершенностью отделки и с честью выдерживали конкуренцию с зарубежными моделями. В это же время И.А.Фрязиновский со своей группой сумел выпустить серию спортивных и гоночных автомобилей, принесших мировую известность русской марке. Однако, в начале XX века в крестьянской России, в отличие от крупных промышленных стран, мало пользовались автомобилем. Перед войной 1914 г. было принято решение о строительстве 6 крупных заводов по выпуску отечественных автомобилей и запчастей к ним. Но этому помешала война и последовавшие революционные события.

Первые ласточки советского автомобилестроения.

Выпуском легковых автомобилей и большегрузных транспортных средств занимались лишь московский завод АМО и «Лебедев» (ныне Ярославский моторный завод). Некоторые исследователи считают, что первый отечественный автомобиль в СССР выпустили в 1924 году на заводе АМО. Грузовая серийная машина АМО-Ф-15, выпускавшаяся с 1924 по 1931 год, была небольшой грузоподъемности, удобна в эксплуатации. Другие исследователи склонны считать первым советским автомобилем легковик «Промбронь». Однако это не совсем так. Легковик «Промбронь» был разработан до революции, а грузовик являлся копией итальянского. Поэтому первым советским автомобилем можно с полной уверенностью называть малолитражный автомобиль НАМИ-1, который появился в 1927 г. Создателем НАМИ-1 и НАМИ-2 был советский конструктор К.А.Шарапов. За три года, начиная с 1928 г., было выпущено 412 автомобилей.

Подъем советского автомобилестроения.

В декабре 1932 г. на Горьковском автозаводе была выпущена первая модель легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым четырехдверным пятиместным кузовом типа «фаэтон». Мощность двигателя четырехведерного фаэтона составляла 40 л.с., скорость — до 90 км\час. Уже в 1934 году ГАЗ-А начали замещать на конвейере «эмкой» ГАЗ-М1. В 1936 г. прошли официальные испытания серийных ГАЗ-М-! и в 1937 году начался серийный выпуск этих автомобилей. Этот автомобиль считается самым массовым в СССР середины ХХ века. В 30-40-е годы Горьковским автозаводом было выпущено около 63 тыс. этих автомобилей. Многие автоисторики утверждают, прототипом советского автомобиля был американский Ford B модели F40. Завод выпускал несколько модификаций «эмки». Но самыми популярными были лимузин и пикап ГАЗ М-415. В марте 1940 г. начался выпуск Эмки ГАЗ-11-73. В середине 1943 года выпуск прекратился из-за разбомбленного кузовного цеха. В 1945-48 г.г. удалось собрать из уцелевших деталей 233 автомобиля и затем выпуск Эмок был прекращен. Серийный выпуск представительского лимузина ЗИС 101 начался в ноябре 1936 г. С ноября 1936-го по июль 41-го было выпущено 8752 автомобиля. В мае 1941 года была выпущена первая партия в 500 экземпляров автомобиля КИМ-10-50, который по плану правительства должен был стать народным автомобилем, советским Фольксвагеном. Модель имела две двери. Чтобы добраться к задним сиденьям, следовало отбросить вперед спинки передних сидений. К 1947 году счастливыми обладателями этих машин должны были стать 80 процентов семей. К сожалению, война помешала этим планам. Уже в начале 1943 года конструкторы Горьковского автозавода получили задание на создание послевоенного легкового автомобиля. Будущая Победа является первым советским автомобилем после НАМИ-1 исключительно советской разработки. Официальное название автомобиля ГАЗ-М-20-«Молотовец, двадцатая модель». Массовый выпуск «Победы» начался весной 1947 года и продержался до 1958 г., уступив место Волге ГАЗ-21. Во время войны советским властям досталась часть немецких заводов компании «Опель», оборудование которых было отправлено в Москву, где было решено приступить к послевоенному выпуску малолитражек. В декабре 1946 года МЗМА выпустил первый «Опель», названный «Москвич» (МЗМА-400). В апреле 56-го производство 400-х и 401-х «Москвичей» было заменено на новую модель МЗМА-402, а в сентябре 1964 го на конвейер поставили седан Москвич-408.

Марки русских автомобилей

ВАЗ

Началом истории автомобилестроительной компании ВАЗ можно считать середину 1960-х годов. Именно в это время правительство СССР задумывается о начале производства собственных автомобилей …
Читать далее »

ЗАЗ

В 1959 году с конвейера сошёл первый Запорожец и через год производство было запущенно на полную мощность. Модель получила название ЗАЗ-965. У автомобиля был необычный дизайн, похожий на луковицу, двухдверный кузов. ..
Читать далее »

ЗиМ

11.07.1947 г. Правительство СССР поручило конструкторам автозавода им. Молотова в Горьком разработать новый шестиместный легковой автомобиль, который бы занял промежуточное место между правительственным ЗиС-110…
Читать далее »

ЗиС

До войны в СССР основным представительским автомобилем был ЗиС-101. Однако, к концу войны модель устарела и Сталин предложил ее заменить новым автомобилем, копией Паккарда-180, на котором ездил американский президент.
Читать далее »

Москвич

Сразу после войны оборудование заводов компании «Опель», выпускавших до войны Opel Kadett К-38, было отправлено в Москву. Для монтажа оборудования потребовалось меньше года и уже в начале декабря 1946 г. с подмосток завода…
Читать далее »

НАМИ-1

По утверждению многих автоисториков первым советским автомобилем был либо знаменитый грузовик АМО Ф-15, который выпускали с 1924 по 1931 год, либо представительский легковик «Промбронь».
Читать далее »

Победа

Несмотря на то, что в стране шла война и Горьковский автозавод бомбили, в начале 1943 года конструкторам предприятия было предложено приступить к разработке нового автомобиля, который бы заменил ГАЗ-М1…
Читать далее »

История отечественного автопрома: гордиться нечем

  • Главная
  • Статьи
  • История отечественного автопрома: гордиться нечем

Автор: Илья Огородников

Автопром никогда не был сильной стороной нашей промышленности. По сути, почти вся история отечественной автоиндустрии – это история копирования и заимствования западных аналогов. Портал Kolesa.ru отследил в истории западной автомобильной промышленности машины, которые мы привыкли считать «своими».

 

ГАЗ А/Ford A

Первый серийный легковой автомобиль нового советского государства, выпускавшийся с 1932 по 1936 год. Машина изначально была представлена в кузове фаэтон, который со временем дополнился седаном и пикапом. Двигатель объемом 3.3 литра и мощностью 40 л.с. разгонял ГАЗ А до 90 км/ч. Розничные продажи автомобиля были единичными (в общей сложности по частным рукам разошлось около 1000 автомобилей), а основными потребителями стали государственные службы, армия и таксопарки. Общий выпуск составил 41 917 машин.

По своей сути ГАЗ А представлял собой лицензионную копию американского Ford Model A (фото справа), который к началу производства в СССР уже был снят с производства в Штатах. В процессе адаптации советские инженеры и конструкторы на базе ГАЗ А создали ещё несколько модификаций, включая пожарную, бронированную и полугусенечную.

КИМ-10/Ford Perfect

По задумке советской власти, КИМ-10 должен был стать первым массовым автомобилем, предназначенным для продажи населению. Основой для первой «народной» машины СССР стал технически простой и недорогой Ford Perfect образца 1938 года, производимый английским подразделением американской марки. По проектам советских конструкторов в США были созданы штампы трех кузовов: купе, седан и кабриолет.

Первые серийные образцы КИМ-10 увидели свет в апреле 1941 года. А менее чем через три месяца производство было остановлено – началась Великая Отечественная война.

В общей сложности на заводе успели сделать менее 1000 автомобилей.

Москвич 400/ Opel Kadett K38

Идеологический последователь КИМ-10. Новый «народный» автомобиль было решено создать на базе одной из немецких «трофейных» машин, которых к окончанию войны на территории СССР скопилось немало. Выбор пал на достаточно современный по тем временам Opel Kadett K38 образца 1937 года. Правда воссоздавать автомобиль пришлось практически заново, поскольку большая часть документации и оборудования завода Opel были уничтожены, либо вывезены американцами (марка Opel с 1929 года принадлежала концерну General Motors).

В итоге в декабре 1946 года был выпущен первый «Москвич 400». В начале своего производства автомобиль оснащался 1. 1-литровым мотором мощностью 23 л.с., трехступенчатой механической КПП и независимой передней подвеской. «Москвич» выпускался в нескольких типах кузова, включая седан, кабриолет, фургон, пикап и шасси с кабиной.

В общей сложности с 1946 по 1956 год был произведен 247 861 автомобиль.

ГАЗ-М20 «Победа»/Opel Kapitan

Первый серийный советский автомобиль с несущим кузовом. ГАЗ-20 оснащался слабым для своей массы четырехцилиндровым двигателем объемом 2.1 литра и мощностью 52 л.с. с трехступенчатой КПП без синхронизаторов (Позже синхронизаторы появились на 2-ой и 3-ей передачах). Ограниченная версия ГАЗ-М20Г с более мощным 90-сильным шестицилидровым мотором была создана специально для спецслужб.

ГАЗ-М20 не был создан методом прямого копирования, а являлся квинтэссенцией технических идей всей трофейной и поставленной по ленд-лизу техники, оказавшейся на территории Советского Союза после войны. Однако значительную роль в создании «Победы» сыграл немецкий Opel Kapitan (на тот момент – флагман модельного ряда Opel) – именно его конструктивные особенности во многом были адаптированы для создания новой отечественной модели.

Кстати, модификация «Победы» (ГАЗ-М72) на полноприводном шасси ГАЗ-69 образца 1955 года является, по сути, первым в мире кроссовером – то есть полноприводным легковым автомобилем повышенной проходимости с несущим кузовом.

Всего с 1946 по 1958 год было выпущено 235 999 автомобилей.

ГАЗ-21 «Волга»/Ford Mainline/ Plymouth Savoy/Chevrolet 210 DeLuxe

Так же как и «Победа», ГАЗ-21 не является прямым советским аналогом какой-либо из западных моделей. Причем, на начальной стадии разработки отечественные конструкторы действовали полностью самостоятельно, пытаясь модернизировать уже имеющийся ГАЗ-М20. Уже по мере ходовых испытаний прототипа следующего поколения, заводом ГАЗ были взяты для изучения и сравнения иностранные образцы, среди которых значились модели  Ford, Plymouth, Chevrolet, Kaiser, Willys, Opel.

В итоге новый ГАЗ-21 «Волга» стилистически стал сильно напоминать все имеющиеся западные аналоги того времени, однако копией кого-либо из них не являлся. Кроме того, у западных моделей были позаимствованы некоторые технические решения, которые нашими конструкторами были признаны удачными или в создании которых у наших специалистов не было опыта. Так, ГАЗ-21 «Волга» стал первым серийным советским автомобилем, на который устанавливалась автоматическая коробка передач, созданная на основе трансмиссии Ford-O-Matic.

За время производства ГАЗ-21 имел большое количество модификаций с разными кузовами и двигателями, включая, универсал, «парадный» кабриолет, автомобили спецслужб с двигателем V8, а также экспортные дизельные версии.

Всего с 1956 по 1970 год было выпущено 639 483 автомобиля.

ЗАЗ 965/Fiat 600

После выхода модели «Москвич 402», которая оказалась почти вдвое дороже своего «бюджетного» предшественника, вновь стал вопрос о создании дешевого автомобиля способного перевезти четырех человек. Изучив западные аналоги, советские конструкторы выбрали модель для адаптации – им оказался Fiat 600 образца 1955 года. Компактный двухдверный хэтчбек заднемоторной и заднеприводной компоновки. (Переднеприводные автомобили нашими конструкторами не рассматривались, так как отечественная промышленность была не в состоянии освоить производство шарниров равных угловых скоростей (ШРУС).

В итоге, Fiat 600 был значительно переработан на заводе МЗМА и изначально получил название «Москвич-444». Однако серийное производство было освоено на двух заводах в г. Запорожье и в г. Мелитополь, после чего автомобилю было присвоено название «ЗАЗ-965». Машина длиной 3,33 метра получила трехобъемный кузов (в отличие от двухобъемного Fiat), четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения объемом 870 «кубиков» (26 л.с.) и переднюю подвеску на двух поперечных торсионах.

Всего с 1960 по 1969 год было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.

ЗАЗ 966 (968)/NSU Prinz 4

Следующее поколение «Запорожцев», получивших индекс 966 (после незначительной модернизации — 968), так же было скопировано с западного аналога. На этот раз внешность советской машины почти дословно повторяла экстерьер западно-германского NSU Prinz 4 образца 1961 года, который в свою очередь сам был стилистически близок, прежде всего, к Chevrolet Corvair 1959 года.

Немецкая машина не обладала передовой технической начинкой, однако пользовалась успехом благодаря дешевизне и простоте конструкции – изначально двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением (позже мотор 1200 V4), синхронизированная коробка передач и дифференциал находились в едином корпусе в задней части автомобиля.

Все эти технические особенности были полностью воссозданы и на ЗАЗ 966 (968). Единственным «фирменным» отличием стали «уши» — воздухозаборники по бортам ЗАЗ, которые исчезли с выходом рестайлинговой версии ЗАЗ 968М. «Ушастный» не обладал высокой степенью надёжности, однако был очень «живучим» — способность передвигаться с сильными техническими неполадками легла в основу множества анекдотов.

В общей сложности модификации ЗАЗ 966 (968) продержались на конвейере с 1967 вплоть до 1994 год.

ГАЗ 24/Ford Falcon/Plymouth Valiant


Самый массовый легковой автомобиль Горьковского автозавода. Как и предыдущая модель, «Двадцать четвертая» проектировалась не «под копирку», а на основе общих тенденций моделей американского автопрома тех лет. Стилистически в экстерьере и интерьере отчётливо угадываются черты таких автомобилей как Ford Falcon и Plymouth Valiant образца начала 1960-х годов.

Основной агрегатной составляющей был 2.5-литровый бензиновый двигатель (85 или 95 л.с.) и механическая четырехступенчатая КПП. На ограниченную партию машин устанавливался 5.5-литровый двигатель V8 в паре с «автоматом». Кроме того, советские конструкторы пытались освоить установку под капотом ГАЗ-24 иностранных шестицилиндровых бензиновых двигателей, а также французский дизель для экспортных вариантов. Конструктивно ГАЗ-24 находился на уровне своих американских аналогов, однако заметно уступал европейским автомобилям того же класса.

Так же как и ГАЗ-21, новая «Волга» имела множество кузовных модификаций и стала самой престижной массовой машиной своего времени в СССР.

Всего с 1970 по 1992 год было выпущено 1 481 561 автомобилей ГАЗ-24. Модернизированные версии ГАЗ-24 выпускались плоть до 2009 года.

ВАЗ 2101/Fiat 124

Сегодня вряд ли кто-то не знает, что легендарная советская «Копейка» является лицензионной копией итальянского Fiat 124 образца 1966 года, который в том же году получил титул «Автомобиль года в Европе». В общем-то, советский автопром стал по-настоящему массовым, начиная именно с ВАЗ-2101. С появлением этой модели в Советском Союзе строится не только новый завод, но и дочерние предприятия по его обеспечению, а также развивается автомобильная инфраструктура для населения.

Несмотря на громкий титул, Fiat 124 не был передовым автомобилем для своего времени, но отличался хорошими потребительскими и ездовыми качествами при простоте конструкции и невысокой цене. Технически ВАЗ-2101 точной копией Фиата не является, так как последний изначально создавался в расчёте на хорошие европейские дороги и теплый климат. В ходе ездовых испытаний наши инженеры «перетряхнули» конструкцию почти всех узлов и агрегатов, сделав автомобиль надёжнее в условиях отечественных реалий.

Для советских же автовладельцев того времени ВАЗ-2101 стал настоящим технологическим прорывом по многим параметрам, главным из которых был комфорт, как ездовой, так и эксплуатационный.

Несмотря на то, что производство Fiat 124 было окончено в 1976 году, ВАЗ-2101 и все его последующие модификации просуществовали на конвейере почти 42 года (!) с 1970 аж до сентября 2012 года.

Москвич 2141/Simca-Chrysler 1307

Во второй половине семидесятых годов прошлого века по примеру АвтоВАЗа новое руководство завода АЗЛК начала поиск зарубежного партнера с готовой моделью, производство которой можно было наладить в Советском Союзе. По концепции и цене, «новый Москвич» должен был стать переднеприводным и занять место между массовыми «Жигулями» и престижной «Волгой».

Выбор пал на французский автомобиль Simca-1307 образца 1975 года, выпускавшийся дочерним подразделением концерна Chrysler Europe. Также как и Fiat 124 в своё время, Simca-1307 в 1976 году получил титул «Автомобиль года в Европе». Конструкторы АЗЛК полностью переделали переднюю часть автомобиля под установку отечественного двигателя, заменили заднюю торсионную подвеску Simca полунезависимой балкой с витыми пружинами и изменили кузовные панели. Однако каркас кузова и общий облик модели, названной «Москвич 2141», повторяли французский автомобиль.

Главными достоинствами машины были просторный и эргономичный для своего времени салон, а также неплохая курсовая устойчивость и легкость управления. Недостатки – слабые устаревшие двигатели от ВАЗ-2106 или Уфимского моторного завода. Откровенно низкое качество сборки, комплектующих и коррозийной стойкости, в конце концов, и погубившее автомобиль, а затем и весь завод АЗЛК.

За историю существования «Москвич 2141» было проведено несколько попыток модернизации, включая установку дизельного мотора Ford и бензинового мотора Renault. Так же было выпущено несколько модификаций в кузове седан, купе, пикап и проект универсала. Все они так и остались штучными или выставочными.

«Москвич 2141» выпускался с 1986 по 2003 год.

Volga Siber/Chrysler Sebring/Dodge Stratus

К концу «нулевых» годов, на предприятии ГАЗ очередной раз встал вопрос о замене архаичной по всем параметрам модели «Волга», конструкции которой стукнуло, ни много ни мало, 38 лет. По сложившейся советской традиции новой моделью было решено сделать лицензионную копию уже снятого с производства в Штатах автомобиля Chrysler Sebring (Dodge Stratus) образца 2000 года, тем более, что у отечественного завода уже было соглашение с Chrysler на поставку двигателей.

В итоге в 2008 году с минимальными внешними и техническими изменениями автомобиль пошёл в производство под названием «Volga Siber». На машину устанавливался «родной» двигатель объемом 2.4 литра сначала с четырехступенчатой автоматической, а затем с пятиступенчатой механической трансмиссией. Были планы и по установке бензиновых двигателей 2.0 и V6 2.7 литра, но им не суждено было сбыться.

Спустя всего два года, в октябре 2010, из-за крайне низкого спроса производство Volga Siber было свёрнуто. Провал объсним: отечественные потребители ждали новую «Волгу» — то есть большой, конструктивно простой и дешевый автомобиль, а получили относительно современную «иномарку» соответствующей стоимости.

С окончанием выпуска Volga Siber история производства легковых автомобилей ГАЗ была закончена. На сегодняшний день на освободившихся мощностях налажена контрактная сборка автомобилей Skoda, Volkswagen и Chevrolet.

Всего с 2008 по 2010 год было выпущено 8 933 автомобиля Volga Siber.

Lada Largus/ Dacia Logan MCV

В 2009 году российские власти обратились к руководству альянса Renault-Nissan с просьбой о модернизации завода «АвтоВАЗ» (Франко-японскому концерну на тот момент уже принадлежало 25% акций российского предприятия).

Было принято решение о совместном производстве новой модели — универсала Lada Largus, который является лицензионной копией франко-румынского автомобиля Dacia Logan MCV. Специально для новой модели были созданы или переоборудованы новые производственные мощности. Кроме того, уровень локализации новой машины превысил 60%, а к 2014 году должен составить 72%.

Агрегатно Lada Largus ничем не отличается от своего европейского «аналога», который в ближайшее время будет представлен уже во втором поколении. Под капотом находится бензиновый двигатель 1.6 мощностью 84 или 105 лошадиных сил, состыкованный с пятиступенчатой механикой. Изменения отечественных инженеров свелись к «точечным» доработкам подвески, установке пластиковых и резинных пыльников, брызговиков и защитных накладок.

Lada Largus доступен только в кузове универсал, причем как в пяти, так и в семиместном исполнении. Также существует грузовая коммерческая модификация. Рассматривается установка автоматической трансмиссии. В любом случае, Lada Largus на сегодняшний день – самая современная модель, выпускаемая под российским брендом.

По плану производство автомобиля должно продлиться до 2023 года.


На текущий момент из всех предприятий, выпускающих отечественные легковые автомобили, «в живых» остался только гигант «АвтоВАЗ» со своим дочерним предприятием «ИжАвто», да и то, благодаря беспрецедентным финансовым вложениям со стороны государства. А также группа компаний «Соллерс», которая сумела сохранить производство внедорожников УАЗ.

Впрочем, «АвтоВАЗ» в ближайшее время должен полностью перейти под контроль альянса Renault-Nissan, который определённо сосредоточит усилия на выпуске в России собственных моделей (пускай и под брендом Lada). А «Соллерс» уже сейчас сконцентрирован на лицензионной сборке автомобилей Ford, SsangYong, Isuzu, а с конца 2012 года — Mazda.

Скорее всего, уже в ближайшие десятилетия история легкового отечественного автопрома придёт к своему логическому финалу. Оставив бесконечные попытки адаптировать и модернизировать устаревшие собственные и западные аналоги, российские предприятия просто станут производственными площадками мировых автомобильных брендов.


В материале использованы фотографии с сайтов nnm.ru, motor.net.pl, zp-avto.ru, dic.academic.ru, ned.ronet.ru, autowp.ru, telegraaf.nl, wwww.zaz.su, tempauto.su, lada-largus.com, cep.sabah.com.tr.

история

 

Новые статьи

Статьи / Авто с пробегом Вдоль по трассе 60: опыт владения BMW 325i E36 Обзавестись автомобилем из культового роуд-муви «Трасса 60» – задача в нашей стране непростая. Это и длительные поиски, и «параллельный импорт», и сложная логистика, и годы мучительного ожид… 877 4 4 06.10.2022

Статьи / Авто с пробегом Range Rover Evoque I с пробегом: нержавеющий кузов, отсталая мультимедиа и слабая электрика Внедорожники Range Rover традиционно были большими, прожорливыми и даже немного неуклюжими. Выход модели Evoque сломал все стереотипы о том, какой может быть машина этой британской марки. Но… 1596 1 2 05.10.2022

Статьи / Популярные вопросы Какую страховку нужно оформить для выезда за рубеж на автомобиле Если вы решились на путешествие за границу на своем автомобиле, нужно учитывать, что полис ОСАГО, купленный в России, не работает за ее пределами. Чтобы ездить по территории других стран, по… 313 1 1 04.10.2022

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов… 12559 7 142 13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0 Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть. .. 11015 10 41 13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы! Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з… 7957 25 30 10.08.2022

bne IntelliNews — Санкции тормозят автомобильный рынок России

В июне 2021 года Volkswagen был пятым по популярности автомобильным брендом в России. Она продавала десятки тысяч новых автомобилей в месяц, и будущее выглядело радужным. Перенесемся на год вперед, и появятся сообщения о том, что немецкий автогигант намерен продать свой завод по сборке автомобилей в городе Калуга на западе России.

Наряду с большинством других крупных автопроизводителей Volkswagen объявил, что производство на его российских предприятиях будет приостановлено в марте 2022 года. Западные санкции, введенные после вторжения на Украину, затормозили производство автомобилей в России, лишив производителей инструментов и материалов, необходимых для конвейер.

К маю только два из 20 российских автомобильных заводов все еще работали, и даже они работали с резко сниженной мощностью. Спутниковые снимки новой автомобильной стоянки за заводом Ford в Санкт-Петербурге показали, что в июле она была совершенно пустой.

Если отчеты верны, Volkswagen пойдет по стопам множества других западных автопроизводителей, которые решили, что трудности с поиском запчастей в сочетании с сокращением внутреннего спроса и репутационным ущербом от продолжения бизнеса в обычном режиме затруднили работу в России. невыполнимо. Источники, на которые ссылается Reuters, говорят, что казахстанская «Азия Авто» может приобрести завод Volkswagen в Калуге, на котором работает около 4200 человек.

Спица и колесо

Потенциальная продажа Volkswagen является символическим моментом для российского автопрома, но для отраслевых экспертов это не стало неожиданностью. Это следствие системной уязвимости российской модели производства автомобилей, из-за которой страна в значительной степени зависит от западных технологий при производстве своих автомобилей.

После распада Советского Союза в 1991 году российская автомобильная промышленность приняла высокую степень зависимости от западных технологий и цепочек поставок, чтобы обеспечить постоянный приток современных автомобилей на внутренний рынок России. Это имело смысл в краткосрочной перспективе, решая насущные проблемы устаревшей автомобильной инфраструктуры, оставшейся с советских времен, и широко распространенной коррупции в сфере закупок и производства.

Однако в более долгосрочной перспективе решение об интеграции с западными производителями не соответствовало цели Путина построить то, что комментаторы назвали «крепостью Россия» — почти автономную экономику, которая могла бы опираться на огромные резервы и отечественную продукцию, чтобы выдерживать санкции. Компромисс в автомобилестроении был успешным в краткосрочной перспективе, благодаря чему зарождающаяся Россия была хорошо обеспечена новыми автомобилями, но с 2014 года оставила автомобильную промышленность уникально подверженной санкционным рискам.

В других отраслях скрытый довоенный импорт, все еще пробивающийся через систему, или доступность внутренних альтернатив означает, что эффект санкций еще не проявился в показателях выпуска или ценах.

Автомобили, с другой стороны, как правило, полагаются на гибкую цепочку поставок с высокотехнологичными компонентами, часто импортируемыми из Европы или Америки и быстро собираемыми рядом с конечным рынком. Эта производственная стратегия «точно в срок» означает, что запасы, как правило, работают с небольшой маржей, что объясняет, почему нехватка запчастей так быстро остановила производство автомобилей после введения санкций.

Результатом стало внезапное и резкое падение как спроса, так и производства автомобилей. Из-за того, что специализированные компоненты, такие как компьютеры, полупроводники и катализаторы, стало труднее добывать, цены на автомобили резко выросли, и потребители отреагировали на это меньшими покупками. Продажи новых автомобилей в России снизились на 82 % в июне 2022 года по сравнению с тем же месяцем прошлого года, при этом продажи 25 крупнейших автомобильных брендов России снизились по сравнению с прошлым годом. (диаграмма)

«Резкое падение спроса вызвано ростом цен, низким доверием потребителей и неопределенностью в отношении будущего обслуживания автомобилей», — пояснил Сергей Суверов, стратег российского инвестиционного фонда Aricapital. «Текущий парк новых западных легковых и грузовых автомобилей продлится примерно 3-4 года, прежде чем начнут проявляться настоящие большие проблемы, останавливающие поставки и безопасное вождение».

Самые популярные автомобили России, однако, не иностранные, а советская классика, переделанная под XXI век. В июне 2022 года самой продаваемой моделью автомобиля в России стала малолитражка Lada Granta, за ней следует Lada Vesta. Но даже они производились с помощью западных автопроизводителей, пока не вмешалась война.

«Лады» производит крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ», контрольный пакет акций которого до недавнего времени принадлежал французской Renault. В своей статье «Большой побег» профессор Тейн Густафсон объясняет, как печально известный бывший генеральный директор Renault Карлос Гон внес свой вклад в цифровую революцию автомобилей в России, привнеся на АвтоВАЗ модель производства «спицы и колеса». Высокотехнологичные компоненты производились во Франции и отправлялись на заводы АвтоВАЗа для сборки с использованием более дешевой российской рабочей силы.

В 2009 году Гон хвастался, что Россия скоро станет крупнейшим рынком сбыта Renault, поскольку он готовился увеличить свою долю в АвтоВАЗе.

Но после начала войны производство на АВТОВАЗе было парализовано санкциями, и весь персонал автозавода был отправлен в отпуск с 4 по 24 апреля 2022 года. цена одного рубля. В рамках сделки она сохранила за собой право выкупа своих российских активов в течение шести лет.

На бездорожье

Между тем, Россия стремится показать, что АвтоВАЗ и другие автопроизводители могут прекрасно обходиться без западных комплектующих, которые они привыкли заказывать.

В мае власти ослабили стандарты безопасности, отменив требования к подушкам безопасности, преднатяжителям ремней безопасности и антиблокировочной тормозной системе (ABS) и снизив стандарты выбросов.

Когда в июне Lada возобновила производство своей популярной модели Granta, она предлагала только механическую коробку передач, и отсутствовало множество цифровых компонентов, включая электронную систему контроля устойчивости. До конца июля сообщалось, что в новых автомобилях Lada отсутствовали системы кондиционирования воздуха.

Когда стало известно, что Renault покидает Россию, возникло множество слухов о будущем АвтоВАЗа. На флагманском комплексе компании в Тольятти работает более 32 000 человек, которые с апреля перешли на четырехдневную рабочую неделю из-за нехватки комплектующих.

Мэр Москвы Сергей Собянин раструбил о передаче Renault АвтоВАЗа как о триумфе рабочих, предположив, что это защитит рабочие места в России. Генеральный директор Renault Group Лука де Мео подчеркнул то же самое, заявив, что «мы делаем ответственный выбор в отношении наших 45 000 сотрудников в России».

В автомобильной промышленности России занято около 1% рабочей силы страны, и сотни тысяч рабочих мест находятся под угрозой из-за замедления темпов роста. Когда группа рабочих легендарного российского производителя грузовиков ГАЗ поехала в Германию, чтобы привлечь внимание к рискам, которые санкции представляют для рабочих мест в России, председатель Совета рабочих компании сказал bne IntelliNews , что «если вы включите семьи рабочих, то эффект домино затронет все население Нижнего Новгорода».

Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных городов России. Однако это не единственное место, зависящее от производства автомобилей. Близлежащие Тольятти и Ижевск также уязвимы, поскольку в обоих городах есть большие заводы.

Дальше на запад, в городе Калуга есть три завода, на которых производятся автомобили Volkswagen, Volvo и Peugeot. Peugeot может вскоре открыть свой сборочный завод для других автопроизводителей, чтобы сократить расходы.

В районе Санкт-Петербурга также есть группа автомобильных заводов, в первую очередь завод Hyundai, второй по величине в стране. Другие объекты разбросаны по России, включая Владивосток, Калининград и Ярославль.

В некоторых городах, таких как Нижний Новгород и Ижевск, есть множество других промышленных предприятий, поэтому их местное население менее подвержено риску потери работы.

Стремясь подогреть патриотический спрос, мэр Москвы Сергей Собянин объявил о планах перезапуска популярной советской марки «Москвич» на АвтоВАЗе. Российское правительство, по всей видимости, надеялось заручиться поддержкой китайского государственного автопроизводителя Anhui Jianghuai Automobile Co. (JAC) в предоставлении деталей и конструкций для новых моделей «Москвича», но пока не было никаких признаков того, что оно преуспело в этом начинании. Согласно сообщениям, ни один дизайнер не привлекался, а в конце июля Financial Times сообщила, что китайские инвестиции в Россию упали до нуля.

Тем не менее, АвтоВАЗ успешно реанимировал классическую трехдверную Lada Niva Legend, стоимость которой теперь составляет 13 600 долларов.

Генеральный директор АвтоВАЗа и бывший министр транспорта Максим Соколов, пообещавший, что 95% компонентов Lada Niva в конечном итоге будут производиться внутри страны, сказал: «Возобновление производства второй модели Lada и запуск еще одной сборочной линии в нынешнем сложном условиях – это настоящая победа всей команды АвтоВАЗа… Компания и впредь приложит все усилия для возобновления производства всех автомобилей модельного ряда Lada, активно работая с поставщиками из России и дружественных стран».

Впереди мало видимости

Несмотря на всю триумфальную риторику, неясно, как долго российский автопром сможет шататься в условиях острой нехватки импортных запчастей, от которых зависит не менее 50% его производства. производство.

Развязка как никогда важна. В автомобильной промышленности России занято 300 000 человек и еще 3 млн работают в смежных отраслях. Но в июле 2022 года из-за высоких цен и падения спроса в дилерских центрах скопилось более 120 000 непроданных автомобилей.

«Перспективы неясны. Производство сильно ухудшится, так как многие критически важные компоненты (двигатели и их части, трансмиссии, блоки управления, высокоточные металлические детали) ушли в небытие и замены не предвидится. Это выливается в меньшие объемы и возврат к технологиям 30-летней давности с более высокими затратами на единицу продукции», — пояснил Суверов.

В мае США ужесточили свой экспортный контроль, запретив продажу в Россию дополнительных 200 товаров и приведя свой режим санкций в большее соответствие с существующими мерами ЕС. Новые позиции, добавленные в санкционный список, включают катализаторы, буровые инструменты, реактивные двигатели, двигатели, насосы и машины для отделки металла.

Правительство России пообещало ускорить реализацию программы импортозамещения. Но потребуются годы исследований и огромные инвестиции в отечественное производство, прежде чем российские автопроизводители смогут производить современные автомобили с цифровыми компонентами, поставляемыми исключительно внутри России. Западные санкции затруднили поиск параллельного импорта, даже от производителей из незападных стран, которые не хотят рисковать финансовыми санкциями.

«Импортозамещение может охватывать лишь ограниченное количество относительно нетехнологичных комплектующих, (простые пластмассовые детали и механизмы). Некоторые компоненты можно сделать с помощью реверс-инжиниринга (это уже финансирует Минпромторг)», — пояснил Суверов.

«Любые замененные детали будут страдать от более низкого качества и более высокой цены (эта двойная угроза была большой проблемой еще до санкций, теперь будет еще хуже). Скорее всего, частью решения станет серый и черный импорт комплектующих из других стран под брендом «Россия», — добавил он.

Данные о продажах новых автомобилей служат индикатором настроений потребителей. Из-за своей высокой стоимости автомобили и другие дорогостоящие товары часто первыми регистрируют снижение спроса.

В своих последних данных Банк России ожидает сокращения ВВП на 4-6% в 2022 году с последующим дальнейшим сокращением в 2023 году. Другие аналитики делают еще более мрачные прогнозы. Путь вперед выглядит тернистым для России.

Как российское вторжение в Украину повлияет на автомобильные компании

02 марта 2022 г. 11:39

Кризис в Украине привел к перебоям в работе некоторых автосборочных заводов и побудил компании приостановить поставки в Россию.

Штатные и телеграммы

Дилерский центр Hyundai в Ставрополе, Россия.

Как подписаться

Automotive News Europe — надежный источник информации для руководителей и руководителей автомобильного бизнеса. Чтобы получить полный доступ к нашему непревзойденному охвату европейской автомобильной промышленности, нажмите здесь .

Российское вторжение в Украину вызывает волновые эффекты в цепочке поставок автомобилей. Атака также побудила компании прекратить поставки в Россию или приостановить там свою деятельность.

 

Почему Путин толкает экономику Германии на грань

Потребляющие газ производственные отрасли страны, в том числе автомобилестроители, могут быть вынуждены сократить или даже закрыть производственные площадки.

Nissan приостанавливает производство в России еще на 6 месяцев

Японский автопроизводитель продлевает перерыв, начавшийся в марте после вторжения России в Украину.

Lamborghini высоко оценивает «героические» усилия Леони в Украине

Генеральный директор VW Дисс предупреждает, что автомобильные заводы находятся под угрозой из-за прекращения энергоснабжения

Автопроизводитель сохранит возможность использовать для своих электростанций уголь вместо газа из-за зависимости Германии от российского импорта.

Путин поручает правительству поддержать отечественный автопром

Продажи в Европе могут упасть ниже 10 миллионов в 2022 году, прогнозирует прогнозист

Продажи новых автомобилей в Западной Европе могут упасть ниже отметки в 10 миллионов в этом году из-за продолжающихся проблем с цепочкой поставок, сообщил в этом месяце прогнозист LMC Automotive.

Производство Skoda возобновится в Украине

Skoda производит жгуты проводов собственными силами из-за дефицита в Украине

Skoda производит жгуты проводов на своем заводе в Чехии после того, как война на Украине нарушила поставки ключевого компонента.

Lexus теряет значительную часть продаж в Европе после ухода России

Война на Украине и санкции, наложенные на Россию, сильно повлияют на Lexus, который обеспечивает около 30 процентов продаж в своем европейском регионе в этих двух странах, а Россия является крупнейшим европейским рынком в целом.

Россияне разделились во мнениях относительно планов по перезагрузке классического автомобиля советской эпохи

Несмотря на долгую историю «Москвича», энтузиасты заявили агентству Рейтер, что их мнения относительно планов по перезагрузке автомобиля, который, как многие считали, ушел в прошлое, разделились.

Leoni продаст кабельный бизнес азиатскому конкуренту, поскольку продажи падают во время войны на Украине

Немецкий производитель электропроводки Leoni продает свой бизнес по производству автомобильных стандартных и специальных кабелей корпорации Stark. Корпорация Stark — поставщик проводов и кабелей в Юго-Восточной Азии.

АвтоВАЗ назначил бывшего министра транспорта России генеральным директором после ухода Renault

АвтоВАЗ назначил бывшего министра транспорта Максима Соколова новым президентом и генеральным директором после того, как его основной акционер Renault ушел с российского рынка.

BMW изучает возможности инвестиций в энергетику для снижения зависимости от природного газа

BMW изучает новые инвестиции в солнечную, геотермальную и водородную энергию, чтобы снизить свою зависимость от природного газа из России.

Россия возродит Москвич советской эпохи после ухода Renault

Марка автомобилей советской эпохи «Москвич» может неожиданно вернуться в Россию, поскольку Москва берет на себя активы, принадлежащие Renault после ухода французского автопроизводителя из страны, с Источники говорят, что автомобиль может быть возрожден с использованием китайской платформы от автопроизводителя JAC в партнерстве с производителем грузовиков КамАЗ.

Renault продает долю в АвтоВАЗе с опционом на выкуп в течение 6 лет ставка.

Немецкие автопроизводители могут столкнуться с тем, что производство пострадает из-за газового противостояния страны с Россией их автомобили.

Nissan не планирует возобновлять деятельность в России до марта 2023 г.

Nissan списала свой российский бизнес в своем прогнозе на финансовый год, заканчивающийся 31 марта 2023 г., после того, как она понесла финансовый ущерб в размере 52,6 млрд иен (499 млн долларов США) от своего российского и Украинские операции в прошлом году.

Продажи в России упали на 79% в апреле, поскольку автопроизводители уходят с рынка

Продажи новых автомобилей в России упали в прошлом месяце больше всего за всю историю наблюдений, поскольку санкции подорвали отечественное производство, а большинство иностранных автопроизводителей приостановили свою деятельность после вторжения президента Владимира Путина в Украину.

Леони говорит, что производство жгутов в Украине почти на довоенном уровне.

Немецкий поставщик Leoni возобновил производство жгутов проводов на западе Украины, и объем почти вернулся к довоенному уровню после того, как компания была вынуждена закрыть два завода примерно на неделю после вторжения России в страну.

Украинские бомбоубежища помогают Leoni поддерживать VW, BMW поставляет

Производитель жгутов проводов Leoni был вынужден пересмотреть свою работу в Украине — от смены в убежищах до перевозки товаров через границу.

Решение Renault о российских активах будет принято через несколько недель

Генеральный директор Renault Лука де Мео заявил, что в ближайшие недели автопроизводитель примет решение о будущем своей деятельности в России, где он приостановил свою деятельность в марте после вторжения в Украину.

VW готовит завод в Вольфсбурге к эмбарго ЕС на российские энергоносители

Renault передаст долю АвтоВАЗа российскому научному институту за символический 1 рубль0003

Продажи новых автомобилей в Европе упали девятый месяц подряд в марте, так как проблемы с цепочками поставок, вызванные войной на Украине, продолжают сказываться на секторе региона.

Continental возобновляет производство на российском заводе

Stellantis прекращает выпуск фургонов в России из-за нехватки запчастей

Прибыль VW в первом квартале растет, но война в Украине все еще может нанести ущерб поскольку война в Украине приводит к поставкам, ценовые шоки

Продажи автомобилей в России упали на 60 процентов в прошлом месяце, поскольку санкции, введенные в связи с вторжением в Украину, ударили по рублю, и многие мировые автомобильные компании присоединились к бойкоту страны, в результате чего покупателям пришлось столкнуться с редкими выставочными залами.

Российский автомобильный бум пытается остановиться из-за санкций

Западные санкции в связи с вторжением России в Украину усугубили дефицит комплектующих и остановили производство в Калужской области к юго-западу от Москвы на заводах таких компаний, как VW и Stellantis.

Производство остановлено на заводе, производящем большие внедорожники Porsche, Audi и VW

Volkswagen приостанавливает производство на своем заводе в Братиславе, Словакия, из-за нехватки запчастей. Завод собирает внедорожники VW Touareg, Porsche Cayenne, Audi Q7 и Q8, а также микролитражки VW Up, Seat Mii и Skoda Citigo.

Война в Украине стоит немецким автопроизводителям 150 000 автомобилей

Немецкие автопроизводители потеряли около 150 000 автомобилей из своих производственных планов на март из-за нехватки поставок, вызванной войной в Украине, согласно оценке LMC Automotive.

Анализ новостей: Рено сталкивается с затратами, сейчас и позже, в связи с уходом из России

Решение Renault Group приостановить деятельность в России – что может привести к окончательному уходу со второго по величине рынка – после вторжения в Украину влечет за собой как краткосрочные, так и и долгосрочные затраты.

Mercedes сокращает производство на флагманском заводе в Германии

Группа Mercedes-Benz заявила, что ее немецкие заводы работают, несмотря на то, что автопроизводитель был вынужден внести некоторые коррективы на своем заводе в Зиндельфингене, где производятся флагманские седаны S-Class и EQS.

Порше сокращает производство на немецких заводах

У Порше снова проблемы с производством из-за нехватки деталей, в том числе кабельных жгутов, из-за войны на Украине. Автопроизводитель вынужден сократить рабочие смены на своих заводах в Цуффенхаузене и Лейпциге, Германия.

Война может заставить компании задуматься о возвращении

Многие из компаний, которые перенесли свою деятельность за пределы Украины или России, могут не спешить возвращаться, считает аналитик AlixPartners.

VW откладывает запуск ID5 из-за отсутствия жгутов проводов

Угроза России национализировать активы может стоить автопрому миллиарды миллиарды долларов автомобильных активов под угрозой.

Audi остановит производство на несколько недель из-за нехватки запчастей

Нехватка запчастей, вызванная российским вторжением в Украину, сильно ударит по Audi, что может привести к простою производства на несколько недель.

VW возобновит производство на немецких заводах по производству электромобилей

VW заявил, что возобновит производство автомобилей на своих немецких заводах по производству электромобилей, которые производят аккумуляторные электромобили VW ID, Audi и Seat раньше, чем планировалось.

Seat, принадлежащий VW, пострадал от войны в Украине

Seat, дочерняя компания VW Group в Испании, столкнулась с дефицитом производства по нескольким причинам, сначала из-за нехватки полупроводников, а теперь из-за войны в Украине, заявил генеральный директор Уэйн Гриффитс.

VW возобновляет производство в Словакии завода по производству больших внедорожников Porsche, Audi и VW

Группа VW возобновила производство на своем заводе в Братиславе, Словакия, после двухдневной остановки из-за нехватки чипов и ограничений поставок, вызванных войной на Украине.

VW наращивает производство в Вольфсбурге быстрее, чем планировалось

VW наращивает производство в Вольфсбурге быстрее, чем планировалось изначально, поскольку ситуация с поставками стабилизируется, несмотря на продолжающуюся войну в Украине.

Skoda заявляет, что украинский поставщик снова производит жгуты проводов

Skoda сообщает, что ее поставщик в Украине принял решение возобновить производство жгутов проводов, что должно позволить чешскому автопроизводителю возобновить производство электрического внедорожника Enyaq.

Производство Ford в Европе сократилось из-за войны на Украине

Автомобильные заводы Ford в Германии и Испании столкнулись с перебоями в производстве из-за нехватки запчастей из Украины и других мест.

Bosch приостанавливает работу в России, заявив, что детали могли быть использованы не по назначению

Поставщик расследует использование своей продукции после того, как министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что Украина обнаружила детали Bosch в российских военных машинах.

Заводы BMW в Германии и Великобритании вернутся на полную мощность

BMW Group возобновит полное производство на следующей неделе на заводах в Германии и Великобритании, которые были остановлены или замедлились из-за узких мест с поставками после вторжения России в Украину.

Нехватка запчастей в Украине ставит под угрозу 15% европейского производства автомобилей, говорит аналитик — сказал автомобильный аналитик Wells Fargo.

Audi прекращает производство на заводе в Неккарсульме

Audi заявляет, что узкие места в поставках, вызванные войной на Украине и пандемией коронавируса, а также текущая ситуация с поставками полупроводников, стали факторами, способствовавшими принятию решения остановить производство на немецком заводе.

ЕС обдумывает запрет на экспорт из России автомобилей стоимостью более 50 000 евро

ЕС обсуждает запрет на экспорт в Россию роскошных автомобилей стоимостью более 50 000 евро (54 760 долларов США), которые коснутся моделей нескольких европейских автомобильных брендов, включая Audi , БМВ, Мерседес-Бенц, Феррари и Порше.

Война на Украине подрывает возрождение Центральной Европы после COVID-19

Кризис на Украине привел к тому, что VW приостановил производство в Польше, а Skoda прекратила производство своего электрического внедорожника Enyaq в Чехии, что усилило риски более резкого экономического спада.

Stellantis перенесет производство фургонов из России в Западную Европу

Stellantis перенесет часть своего производства фургонов из России с завода в Калуге, который он делит с Mitsubishi, в Великобританию и Францию ​​и заморозит планы по увеличению инвестиций в страну.

Mercedes предупреждает о риске миллиардов долларов

Mercedes-Benz владеет активами в России на сумму около 2 миллиардов евро (2,2 миллиарда долларов), которые могут оказаться под угрозой, если Москва решит экспроприировать собственность иностранных компаний, покидающих страну из-за ее вторжения в Украину.

Дисс из VW предупреждает, что война на Украине может нанести экономический ущерб больше, чем пандемия нехватка энергии и инфляция.

Tesla заплатит украинским служащим, призванным на военную службу

Tesla заплатит украинским служащим, которых попросили защищать свою страну не менее трех месяцев, сообщила американская телекомпания CNBC.

Suzuki приостановит экспорт автомобилей в Россию из Венгрии

Венгерский завод Suzuki приостановил экспорт автомобилей в Россию и Украину с марта из-за войны.

Porsche приостанавливает производство Taycan из-за нехватки запчастей

Porsche временно приостанавливает производство Taycan EV на своем заводе в Штутгарте-Цуффенхаузене из-за нехватки компонентов, вызванной вторжением России в Украину.

Continental переносит производство из России

Continental пытается определить места, где она может увеличить производство, чтобы компенсировать снижение производительности на своем заводе в Калуге в России, где производство было приостановлено.

Россия может национализировать автопроизводителей, которые прекратили производство

Высокопоставленный член правящей партии России предложил национализировать иностранные заводы, которые прекратили производство в стране в связи с тем, что Кремль называет специальной военной операцией на Украине. VW, Toyota и Ford входят в число автопроизводителей, которые временно закрыли свои российские заводы.

Китайские автопроизводители выиграют от ухода конкурентов из России

Китайские автопроизводители, работающие в России, включая Haval, Chery и Geely, принадлежащие Great Wall, имеют потенциал для увеличения доли рынка, считают аналитики.

Автопроизводителям грозит резкий рост цен на металлы

Российское вторжение в Украину приводит к резкому росту цен на металлы, используемые в автомобилях, от алюминия в кузовах до палладия в каталитических нейтрализаторах и высококачественного никеля в аккумуляторах электромобилей.

Генеральный директор Stellantis Таварес призывает к снижению тарифов на сталь

Генеральный директор Stellantis Карлос Таварес призвал официальных лиц США и Европы снизить защитные тарифы на сталь в связи с ростом цен на сырье и энергию.

Hyundai не знает, когда возобновится производство в России

Компания Hyundai заявила, что еще не решила, когда возобновить работу своего завода в Санкт-Петербурге, Россия, ссылаясь на текущие проблемы с поставкой компонентов.

Экспорт VW, Porsche, Bentley в Россию остановлен

Автопроизводство в Европе терпит крах из-за иссякания потока жгутов проводов

«Фольксваген», «БМВ» и «Порше» пытаются получить необходимые жгуты проводов, так как поставщики на западе Украины были закрыты из-за российского вторжения в страну, что привело к остановке производства на автомобильных заводах в Германии.

Toyota приостановит производство в России, импорт автомобилей

Toyota приостановит производство на своем российском заводе, в то время как импорт автомобилей в страну также остановлен на неопределенный срок из-за сбоев в цепочке поставок. Toyota – самая продаваемая японская марка в России.

Ford приостанавливает деятельность в России

Ford Motor в ответ на вторжение России в Украину заявила, что сообщила партнеру по совместному предприятию Sollers, что немедленно приостанавливает деятельность в России до дальнейшего уведомления.

Стеллантис создает оперативные группы для кризиса в Украине

Стеллантис создала две оперативные группы для ликвидации последствий российского вторжения в Украину. Один из них следит за санкциями, введенными США и их западными союзниками в отношении России. Другой следит за персоналом автопроизводителя в Украине.

Подпишитесь на бесплатные информационные бюллетени

Мировая автомобильная промышленность сталкивается с новыми проблемами

Прошел почти месяц с тех пор, как Россия вторглась в Украину, но мы уже видим неприемлемо высокие геополитические, гуманитарные и экономические последствия этого конфликта. Для автомобильной промышленности последствия будут глубокими и масштабными.

В настоящее время Украина поставляет более 70% неонового газа в мире, а Россия является крупнейшим в мире производителем палладия и третьим по величине поставщиком никеля. Дальнейшие потрясения в и без того перегруженных цепочках поставок этих трех важнейших видов сырья повлияют на поставку и производство полупроводниковых микросхем, аккумуляторов для электромобилей (EV) и каталитических нейтрализаторов. Это, в свою очередь, будет означать задержки производства, более длительное время ожидания и, возможно, более высокие цены на автомобили. В случае электромобилей более высокие затраты могут снизить уровень продаж и потребления.

Тем временем ведущие автопроизводители иностранных легковых автомобилей (ПВТ), производящие и экспортирующие из России, в том числе Renault, Hyundai, Kia, Toyota, Volkswagen, ведут собственные бои. До конфликта совокупные ежемесячные продажи этих основных OEM-брендов составляли почти три четверти от общего объема продаж фотоэлектрических систем в России. После кризиса они остановили производство и/или экспорт в Россию и Украину. Это подчеркнуло острую потребность в стратегиях, которые могут сдерживать немедленные или краткосрочные перебои в производстве и эффективно уравновешивать динамику спроса и предложения.

Чтобы приобрести наш последний отчет или провести частный брифинг по этой теме, свяжитесь с нами по адресу [email protected]

Краткая справка

При годовом объеме производства более одного миллиона фотоэлектрических систем Россия занимает 10-е место в мире по производству фотоэлектрических систем, а Украина занимает 44-е место . Тольятти, один из крупнейших заводов по производству автомобилей в Евразии, расположен в России. Страна также является крупным производителем двигателей: 5% двигателей Renault производится в России, а 40% потребностей Volkswagen в двигателях на восточноевропейских заводах удовлетворяются за счет производства в России.

Автомобильный рынок Украины сравнительно намного меньше, и годовой объем производства оценивается примерно в восемь тысяч PV. Производство фотоэлектрических систем в стране сократилось более чем наполовину после предыдущих военных действий с Россией в 2014 году. Тем не менее, страна по-прежнему остается важным поставщиком автомобильных компонентов и технологий, включая жгуты проводов, электронные блоки управления (ЭБУ) и двигатели. Системы управления.

В 2020 году Россия экспортировала автозапчастей на сумму 513,4 млн долларов, а импорт составил 7,2 млрд долларов. Детали кузова, колеса и шасси, а также тормозные системы были в числе основных экспортируемых компонентов, в то время как детали кузова, кабины и системы кабины, коробки передач и амортизаторы подвески были основными импортными товарами.

Небольшой украинский рынок экспортировал автозапчасти на общую сумму 80,3 млн долларов в 2019 году, при этом жгуты проводов были основной статьей экспорта страны. Импорт автозапчастей в Украину составил 61,3 млн долларов, при этом лидируют модули для сборки автомобилей.

Япония, США, Германия и Словакия были ведущими импортерами фотоэлектрических систем в Россию и Украину в 2020 году. Среди OEM-производителей фотоэлектрических систем доля рынка в России и Украине в 2021 году доминировала у Renault, Hyundai, Kia, Volkswagen и Toyota. OEM-производители, мы предвидим серьезное сокращение деловых возможностей как с точки зрения объемов производства, так и продаж в результате продолжающегося кризиса.

Воздействие и последствия

Мы видим конфликт, затрагивающий автомобильную промышленность на нескольких уровнях. Во-первых, это сбои в производстве. Здесь мы увидим как страны-воюющие стороны, так и соседние регионы, испытывающие снижение объемов производства и спроса, при этом менее серьезные последствия будут ощущаться в Западной Европе и на мировых рынках. Учитывая, что на Россию приходится менее 2% мировых доходов OEM-производителей, мы можем стать свидетелями перенаправления поставок товарно-материальных запасов из этого региона на более крупные и стабильные рынки.

Поскольку Россия является крупным производителем нефти и природного газа, мы можем увидеть – как еще одно следствие конфликта – рост цен на нефть, что вызовет более высокую инфляцию. Это, в свою очередь, может повредить продажам автомобилей, работающих на обычном топливе.

Третьей темой будут задержки в производстве полупроводниковых чипсетов, вызванные нестабильными поставками критически важного сырья — газообразного неона и палладия. Это также будет означать более длительные производственные циклы и время ожидания доставки.

Нехватка критически важного сырья будет иметь печальный результат: замедление автомобильной электрификации и интеллектуальных технологий. Давление на уже перегруженные, пострадавшие от пандемии цепочки поставок будет усиливаться, что еще больше затронет производство полупроводников, аккумуляторов для электромобилей и каталитических нейтрализаторов.

Излишне говорить, что перебои с экспортом-импортом неизбежны. Больше всего пострадают такие OEM-производители, как Renault, Audi и Volkswagen, которые собирают фотоэлектрические автомобили и двигатели на своих заводах в России. OEM-производители, имеющие совместные предприятия в России, такие как «Рено-АвтоВаз» и «Даймлер-Камаз», столкнутся с ограничениями цепочки поставок, связанными с импортом компонентов.

Оценка постконфликтных стратегий

Мы считаем, что акционерам автомобильной промышленности следует принять краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные меры для смягчения влияния российско-украинского конфликта на перспективы их бизнеса.

В краткосрочной перспективе заинтересованным сторонам следует рассмотреть возможность переноса своих производственных/коммерческих объектов из России и Украины в другие части Восточной Европы. Наращивание мощностей по производству автозапчастей, в том числе двигателей и коробок передач, в других регионах обеспечит эффективное удовлетворение спроса. Альтернативные стратегии поиска запасных частей будут включать в себя поиск местных поставщиков запасных частей в Европе и размещение оптовых заказов у ​​поставщиков по всему миру.

В среднесрочной перспективе диверсификация источников запасов среди разных регионов и поставщиков и поддержание достаточных запасов (вместо экономичных моделей «точно в срок») будут способствовать непрерывности бизнеса. Санкции в отношении России означают, что автопроизводителям потенциально придется экспортировать компоненты, такие как двигатели, коробки передач и силовые агрегаты, через свои заводы в странах, которые не ввели санкции против России.

OEM-производителям и производителям автокомпонентов необходимо будет рассмотреть возможность отказа от инвестиций в Россию и Украину и увеличения инвестиций в другие европейские страны в долгосрочной перспективе. Управление цепочкой поставок и диверсификация будут еще одним долгосрочным приоритетом, будь то принятие стратегий с несколькими источниками или переход от управления закупками сырья и запасами от «точно вовремя» к «на всякий случай».

Российско-украинский конфликт представляет собой новое поле битвы для заинтересованных сторон автомобильной промышленности. Им придется отражать сложные испытания, которые ждут их впереди, чтобы защитить свое будущее.

Запланируйте диалог с командой Frost & Sullivan, чтобы сформировать стратегию и использовать возможности роста: https://frost.ly/60o .

О Джо Правине Виджаякумаре

Виджаякумар имеет 15-летний опыт исследования рынка и разработки стратегии. Его опыт включает выявление новых тенденций, влияющих на автомобильную промышленность, мегатенденций, формирующих будущее транспортного ландшафта, а также геополитической политики, связанной с отраслью, и международных торговых соглашений. Он обладает обширными знаниями обо всем спектре транспорта, охватывающем автомобильную, железнодорожную и авиационную промышленность, и был пионером в исследовании городской воздушной мобильности/летающих автомобилей в компании Frost & Sullivan.

Просмотреть все сообщения Джо Правина Виджаякумара

Джо Правина Виджаякумара

Виджаякумар имеет 15-летний опыт исследования рынка и разработки стратегии. Его опыт включает выявление новых тенденций, влияющих на автомобильную промышленность, мегатенденций, формирующих будущее транспортного ландшафта, а также геополитической политики, связанной с отраслью, и международных торговых соглашений. Он обладает обширными знаниями обо всем спектре транспорта, охватывающем автомобильную, железнодорожную и авиационную промышленность, и был пионером в исследовании городской воздушной мобильности/летающих автомобилей в компании Frost & Sullivan.

Суджит Унникришнан

Суджит — старший аналитик отдела мобильности Frost & Sullivan. Он имеет более чем четырехлетний опыт исследования автомобильной стратегии и работал над более чем 20 заданиями по мобильности, привлекая мировых экспертов автомобильной промышленности. Его опыт заключается в стратегическом планировании, анализе бизнес-моделей, прогнозировании, профилировании компаний и анализе рынка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *