Разное

Как провести аттестацию рабочих мест – порядок проведения, требования, сроки действия

07.09.2017

Кто проводит аттестацию рабочих мест?

Актуально на: 28 апреля 2018 г.

О цели проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, или специальной оценки условий труда, ее периодичности и ответственности за непроведение спецоценки мы рассказывали в нашей консультации. А как проводится аттестация рабочих мест? О порядке аттестации рабочих мест по условиям труда расскажем в этом материале.

Этап 1: подготовительный

Правила и порядок аттестации рабочих мест (а точнее – спецоценки) установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Так, подготовительный этап в порядке проведения аттестации рабочих мест на предприятии включает в себя следующие шаги (ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • работодатель образует комиссию по проведению спецоценки, которая должна состоять из нечетного числа членов, утверждает свои приказом состав и порядок деятельности такой комиссии, а также график проведения спецоценки;
  • комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест;
  • работодатель заключает договор на проведение специальной оценки условий труда со специализированной организацией.

Специализированные организации, проводящие аттестацию рабочих мест, должны соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. В частности, в уставе такой организации в качестве одного из видов деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда.

Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приведен в справочно-информационной системе по охране труда Минтруда в специальном разделе.

А проводится ли спецоценка на вакантных рабочих местах? В связи с тем, что при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются, специальная оценка условий труда на вакантных рабочих местах не производится (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).

Этап 2: непосредственное проведение спецоценки

Этап непосредственного проведения специальной оценки включает в себя следующие действия (ст.ст. 10, 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • специализированная организация идентифицирует на рабочих местах работодателя потенциально вредные или опасные производственные факторы и составляет протокол по результатам такой идентификации;
  • комиссия работодателя утверждает протокол.

Если вредные или опасные производственные факторы на рабочих местах работодателя не установлены, условия труда на них признаются комиссией допустимыми. Соответственно, исследования и измерения производственных факторов не производятся.

В противном случае комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов. Результаты таких исследований и измерений также оформляются в виде протокола и являются основанием для отнесения условий труда на рабочих местах по степени вредности или опасности к классам (подклассам) условий труда.

Этап 3: оформление результатов спецоценки

По результатам спецоценки условий труда специализированная организация, проводившая оценку, составляет отчет о ее проведении (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Этот отчет должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем комиссии. Если какой-то член комиссии не согласен с результатами спецоценки, он может изложить в письменной форме свое мотивированное особое мнение и приложить к такому отчету (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

В течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчета работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, проводившую спецоценку, и направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении спецоценки заказным письмом с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (ч. 5.1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

В срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета работодатель должен ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). А именно – с картами специальной оценки, содержащими сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах (Письмо Минтруда от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516).

В этот же срок работодатель должен разместить на своем официальном сайте в Интернете (при наличии такого сайта) сводные данные о результатах проведения спецоценки, т. е. указать установленные работодателю классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, а также перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Результаты проведенной специальной оценки условий труда работодатель должен отражать в таблице 5 формы 4-ФСС (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, Приказ ФСС от 26.09.2016 № 381).

Если на рабочих местах не были выявлены вредные или опасные производственные факторы или условия труда на них по результатам исследований и измерений признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ), работодатель должен оформить Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Декларация подается в государственную инспекцию труда. Форма Декларации и порядок ее подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Также читайте:

glavkniga.ru

5. Аттестация рабочих мест по условиям труда

Правовой основой для аттестации рабочих мест является постановление Минтруда России от 14.03.1997 г. №12 «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда».

Аттестация рабочих мест по условиям труда – система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Результаты аттестации могут быть использованы для:

  • планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

  • сертификации работ по охране труда на предприятии;

  • обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;

  • решения вопросами о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональные заболевания, установления диагноза профзаболеваний;

  • включения в трудовой контракт условий труда работников;

  • ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

  • составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда;

  • применения административно-экономических санкций к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.

Аттестация рабочих мест носит обязательный характер для работодателя, определяет для него необходимые условия по практическому выполнению обязанностей согласно законодательным актам по охране труда.

Аттестации по условиям труда подлежат все рабочие места на предприятии. Сроки аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменений условий и характера труда, но не реже 1 раза в 5 лет с момента проведения последних изменений. Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса и по требованию органов Государственной экспертизы условий труда РФ при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест.

Аттестацию осуществляет организация самостоятельно или с привлечением для проведения части работ специалистов.

При аттестации рабочих мест работы проводятся по трем направлениям:

  • гигиеническая оценка условий труда по факторам вредности и опасности, тяжести и напряженности трудового процесса;

  • оценка травмобезопасности рабочих мест;

  • оценка обеспеченности работников средствами защиты.

По результатам инструментальных измерений уровня вредных факторов на рабочем месте определяется класс условий труда (безопасные, опасные, вредные) и степень (1, 2, 3, 4) вредных условий труда по гигиеническим критериям.

По результатам обследования рабочего места на соответствие оборудования, инструмента, средств обучения и инструктажа требованиям нормативных и правовых актов определяется класс условий труда по травмобезопасности (оптимальный, допустимый, опасный).

П

о результатам исследования характера труда определяется класс труда по степени тяжести (легкий, средней тяжести, тяжелый трех степеней) и напряженности (оптимальный, допустимый, напряженный трех степеней) трудового процесса.

Результаты оценок оформляются актами и протоколами установленной формы.

Аттестационная комиссия оформляет результаты своей работы общим протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда, к которому прилагаются все материалы аттестации и план мероприятий по улучшению условий труда, который включает перечень необходимых мер, которые необходимо выполнить на предприятии для улучшения условий и охраны труда.

Основным выводом по результатам аттестации каждого рабочего места является заключение о том, что

рабочее место аттестовано при выполнении требований:

  • отсутствуют опасные и вредные факторы или их фактические значения соответствуют оптимальным или допустимым значениям;

  • выполнены требования по травмобезопасности и обеспеченности СИЗ;

рабочее место признано условно аттестованным, если

  • фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие гигиенические нормативы;

  • требования по травмобезопасности и обеспеченности СИЗ не соответствуют нормам;

  • условия труда относятся к вредным;

рабочее место неаттестовано, если условия труда отнесены к 4 классу (опасные) и подлежит немедленной ликвидации или переоснащению.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет

studfiles.net

Аттестация рабочих мест (АРМ)

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. О содержании текста нового нормативного документа, структуре и порядке проведения специальной оценки условий труда читайте здесь.

Актуальность процесса аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) обусловлена количеством несчастных случаев, профзаболеваний и травм, полученных на производстве, что влияет не столько на саму работу предприятий, сколько отражается на экономических показателях страны. Потери фонда рабочего времени приводят к снижению объемов произведенной продукции и ВВП. По статистическим данным Минздравсоцразвития РФ, в 2011 году процент потерь ВВП, из-за неудовлетворительных условий труда, составляет 4,3%. Существенно подрывают экономику выплаты компенсаций и досрочных пенсий за работу во вредных условиях. Поэтому одной из задач государственной политики стал пересмотр вопросов охраны труда, принятие мер и решений по улучшению условий. Первым шагом стало изменение порядка проверки рабочих мест, условий труда на них.

Тридцать лет совершенствования.

Механизм АРМ был запущен в России в советское время. Стоит отдать должное развитию рыночной экономики, интенсивное развитие которой в 90-х годах дало ход развитию процесса аттестации. Вертикальная система советского периода по управлению народным хозяйством не смогла создавать нормальные и здоровые условия труда, чтобы обезопасить работников от влияния внешних факторов из-за того, что не выделялись должные материальные средства. К концу 80-х годов была предпринята попытка установления льгот и компенсаций людям, которые заняты на производстве с вредными условиями. Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, было утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 3 октября 1986 года. Установление доплат прочно вошло в систему труда и продолжает существовать в современности. Но кардинальных преобразований в управлении охраной труда все же не произошло, потому как, по-прежнему, продолжало расти число несчастных случаев из-за нерационального производственного процесса, число профессиональных заболеваний. Сказался также и переход страны на рыночную экономику.

В 1992 году Министерство труда и занятости населения РСФСР утверждает Приказ «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Намеченные в нем цели остались актуальными и в современности: обязательное проведение аттестации на предприятиях, определение влияния производственных факторов, обоснование предоставления льгот и компенсаций, рационализация условий труда (меры по улучшению). Следующая попытка реформирования процесса была проделана с выходом Постановления от 14.03.1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», когда аттестация стала обязательным этапом для сертификации работ по охране труда на предприятии. Все оценки условий стали проводиться лабораторными методами, была определена проверка всех рабочих мест (ранее проверка мест вышестоящих должностных лиц не проводилась). В «новой» России, с выходом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года № 569, в котором накопленный опыт был учтен и использован в нововведенных правилах, процесс упорядочен. С этого момента АРМ становится важной подсистемой государственного управления по охране труда. Последним нормативным актом становится Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н (мы будем называть их «новые правила» и «новый порядок»). Кардинальных отличий нового порядка с предшествующим не наблюдается, но система анализа безопасности условий на рабочих местах приобрела более серьезный и требовательный характер.

Уже долгие годы аттестация служит инструментом обеспечения контроля безопасности условий на рабочих местах. Главный результат, который достигается при контроле – независимая оценка существующих условий, устранение недостатков в работе, улучшение условий.

Процесс подготовки и проведения аттестации – довольно сложный этап, требующий максимальной отдачи со стороны работодателя. Потому как здесь важен полученный результат не только для него, но и для работника. Новые правила, изменившие порядок, направлены на получение достоверных и объективных результатов. Особо подчеркивается значимость слова «объективность».

Ранее проведение аттестации контролировал государственный орган – Министерство здравоохранения и социального развития РФ. По указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 орган был преобразован в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд, – ред.). Контроль за охраной труда регулирует Минтруд, в ведении которого находится Федеральное агентство по труду и занятости населения РФ (Роструд, – ред.), которое совершает контроль и надзор в сфере соблюдения законодательства о труде.

С чего начать?

Аттестация является обязательным процессом. Для того, чтобы провести ее, работодателю необходимо ознакомиться с самим порядком проведения АРМ, что позволит обеспечить качество результатов.

Аттестация проводится один раз в пять лет. Но данное требование относится не ко всем рабочим местам. С учетом последних изменений в порядок о проведении АРМ (Приказ Минтруда № 590н от 12.12.2012 г.), с данной периодичностью проводится аттестация лишь тех рабочих мест, условия на которых были признаны вредными или опасными по результатам предыдущей аттестации. А также на рабочих местах, которые подлежат обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Ранее аттестация проводилась для всех, без исключения, рабочих мест с указанной периодичностью. В связи с изменениями, условия проведения АРМ несколько видоизменились, и теперь подлежать аттестации могут лишь рабочие места, на которых происходят следующие процессы:

  • выполнение работ с оборудованием, машинами, механизмами, устройствами, транспортными средствами;
  • эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, установок, механизмов, аппаратов, транспортных средств;
  • работа с источниками опасности, которые могут оказывать вредное влияние на сотрудника;
  • использование механизированного, электрифицированного и иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и применение сырья, материалов;
  • вновь организованные рабочие места.

Рабочие места, на которых работники заняты на ПЭВМ, используют копировально-множительные аппараты, иную офисную и бытовую технику, аттестации не подлежат. Данное изменение пришлось по нраву представителям малого бизнеса, потому как оно позволяет значительно экономить финансовые средства, необходимые на проведение аттестации.

Таким образом, аттестация обязательна лишь для рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Изменения относятся больше к производственной сфере, но и такие рабочие места, как повара, оператора АЗС, фармацевта, водителя, уборщицы, строителя также должны проходить периодическую проверку в установленные сроки.

Уточним: для вновь организованных рабочих мест аттестация проводится в течение одного года с момента ввода их в эксплуатацию. Ранее срок составлял 60 рабочих дней. Срок увеличен для того, чтобы увидеть, как проявит себя оборудование за более продолжительный срок эксплуатации, как отразится технологический процесс на сотрудниках.

В процессе проведения аттестации работодатель осуществляет организационные функции: определяет сроки проведения аттестации, издает приказ о проведении АРМ на предприятии и о его завершении, определяется с выбором участников согласно требованиям, несет ответственность за полученный итог работы. Руководство и контроль же полностью возлагается на аттестационную комиссию. В ее полномочия входит: составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, оформление необходимых документов по аттестации, карт аттестации для каждого рабочего места, разработка комплекса мероприятий по улучшению рабочей среды.

В оценке только независимые органы!

Обязательным условием при проведении АРМ по новому порядку является привлечение аттестующей организации. В предшествующих нормативных документах этот пункт был условным. То есть, работодателю давалось право свободного выбора привлечения подобной организации. Аттестация, как ее называли, «своими руками», в большинстве случаев, не давала объективных результатов, была нередко формальностью и не более. Согласно новым правилам, аттестующая организация должна являться юридическим лицом, быть совершенно независимой по отношению к деятельности работодателя и компетентна в предоставлении услуг. Кроме того, они должны быть аккредитованы в установленном порядке, что каждый работодатель может проследить в реестре компаний, оказывающих услуги в области охраны труда.

Работодателям необходимо быть внимательными при выборе организации. Потому как организации, проводящие аттестацию, для привлечения клиентов часто пользуются принципом, построенным на недостаточном знании специфики их работы. Это, главным образом, отражается не только на результатах, но и на стоимости работ. Каким образом формируются цены на аттестацию и как не быть обманутым, предлагаем ознакомиться в материале: «Цены на АРМ».

Одной из основных функций аттестующей организации являются оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, которая осуществляется путем инструментальных замеров факторов производственной среды. Измерения вправе проводить лишь те организации, в состав которых входит собственная испытательная лаборатория (ИЛ, – ред.). Она также должна соответствовать ряду требований, согласно которым осуществление деятельности в области АРМ является вполне законным: иметь поверенную приборную базу и высококвалифицированных специалистов по аттестации. Правомочность подтверждает аттестат аккредитации на выполнение услуг в заявленной области. С 2012 года порядок выдачи аттестатов был изменен. Более подробно об этом Вы можете узнать в материале: «Лаборатория по аттестации рабочих мест».

Инструмент бережливого производства.

Оценку рабочих мест можно использовать в качестве одного из инструментов бережливого производства. Производственная культура начинается, прежде всего, с безопасности сотрудников на рабочих местах. Путем глубокого анализа рабочей среды удается выявить любые несоответствия и причины, так или иначе, влияющие на ухудшение состояния здоровья работника, провоцирующие травмы и несчастные случаи на производстве. На языке аттестации – оценка травмоопасности, при которой определяется соответствие требований по защите от механических, электрических, токсических, температурных воздействий. Для повышения эффективности работы без травм необходимо также проведение обучения всех сотрудников вопросам охраны труда и качественное обеспечение сертифицированными средствами индивидуальной защиты.

Статистика по проведению АРМ в России.

Проведение аттестации отслеживают органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде. Работодатель должен предоставлять результаты по мере завершения АРМ в государственную инспекцию по труду (ГИТ, – ред.), расположенную в субъекте РФ. Инспектор по труду осуществляет анализ данных и выносит общее решение о правомерности процесса.

Общие сводные данные по результатам проведения АРМ отражены на официальном сайте Роструда, где показана численность аттестованных и неаттестованных рабочих мест, допустимость и наличие ВОПФ на рабочих местах предприятий всех регионов страны. Материалы о проведении аттестации за 2012 год представили около 80 тысяч предприятий страны. По оценке ГИТ, показатель говорит о том, что законодательство по проведению АРМ выполняется не всеми работодателями, что может существенно снизить качество организации труда на рабочих местах.

Экспертиза безопасности труда, проверка рабочего места, анализ условий труда – этот ряд можно продолжать и далее, только, смысл этих словесных форм не изменится. Все они подразумевают в себе единое понятие – «аттестация рабочих мест». Этот процесс не несет в себе негатива, не имеет отрицательных сторон. Его цель – улучшение условий на рабочих местах даже там, где это бывает порой сложно сделать, но можно. Важно только четко и ясно представлять необходимость процесса и думать, прежде всего, о людях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Какие рабочие места подлежат обязательной аттестации рабочих мест?

Актуальность запроса вызвана изменениями, внесенными в порядок проведения аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.) – Приказ Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26.04.2011 г. А именно Приказ Минтруда № 590н от 12.12.12 г. дифференцировал рабочие места, подлежащие аттестации и те, на которых теперь замеры проводить не нужно.

До внесения поправок пункт 4 Приказа имел следующее немногословное содержание:

Цитата: ‘Аттестации подлежат все рабочие места работодателя’

Это означало, что вне зависимости от организационно-правовой формы, работодатели должны были проводить проверку рабочих мест со строго обозначенной периодичностью – один раз в пять лет. Исполнение трудового законодательства (по ст. 212 ТК РФ работодатель обязан проводить АРМ) со стороны представителей бизнеса было на низком уровне, так как АРМ оказывает ощутимую финансовую нагрузку. По многочисленным обращениям представителей малого и среднего бизнеса Минтрудом было решено сделать послабления, коснувшиеся и 4 пункта Приказа.

В новой редакции указанный пункт значительно расширился и в нем уже дается подробная характеристика рабочих мест, которые подлежат обязательной аттестации рабочих мест. В соответствии с изменениями, это такие рабочие места, на которых выполняются следующие трудовые функции:

  • работы с оборудованием, устройствами, механизмами, транспортными средствами, установками;
  • на местах по эксплуатации, обслуживанию, испытаниям, ремонту оборудования, механизмов, устройств, транспортных средств;
  • при работе с источниками опасностей, которые оказывают вредное воздействие на сотрудника;
  • использование механизированного, электрифицированного или ручного инструмента;
  • на работах, связанных с перемещением, хранением, и применением материалов и сырья.

Вновь организованные рабочие места, которые подходят под эти характеристики, также должны проходить обязательную аттестацию. Эти рабочие места вводятся в организацию, как правило, при создании юридического лица или регистрации индивидуального предпринимателя, при вводе новых технологий и изменении технологических операций, организованные по завершении строительства или реконструкции производственных объектов. Работодатель должен определять и отражать их в структуре организации с помощью локально-нормативных актов (технологические инструкции, штатное расписание, должностные инструкции и др.). Аттестация на них должна проводиться в течение одного года с момента эксплуатации, так как за это время, к примеру, оборудование, используемое на новом рабочем месте, показывает свои характеристики, достигает определенных показателей.

Послабления для работодателей, о которых мы говорили ранее, касаются рабочих мест, для которых была отменена аттестация. К ним относятся все рабочие места, на которых сотрудники исключительно заняты на ПК, используют копировально-множительную и бытовую технику. Наиболее ярким примером тому могут служить офисные рабочие места, которые составляют значительную часть рабочих мест на рынке труда по сравнению с производственными. Но и для них учтены условия – только если работа за ПК не будут занимать 50 и более 50% рабочего времени.

Несмотря на то, что появились исключения в порядке проведения АРМ, первоначальная аттестация остается все же обязательной для всех рабочих мест. Информация о необходимости проведения последующей проверки, поступает, исходя из результатов. И даже если на производственном рабочем месте будет зафиксировано отсутствие вредных и опасных факторов, в последующем, его проверка проводиться не будет.

Читайте также: Какие рабочие места не подлежат аттестации рабочих мест?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Аттестация рабочих мест – как часто проводится?

Спецоценка рабочих мест – кто обязан проводить

В соответствии с нормами стат. 212 ТК аттестация рабочих мест по условиям труда проводится каждым работодателем. Форма собственности и сфера деятельности бизнеса при этом значения не имеют. Ради чего и с какой целью проводится аттестация рабочих мест или СОУТ (спецоценка условий труда)? Выполняется подобное мероприятие ради обеспечения безопасности труда персонала. Ведь многие компании занимаются опасным (вредным) производством, и чтобы контролировать, в каких трудовых условиях заняты работники, необходима АРМ.

Следовательно, цель проведения аттестации рабочих мест – независимая оценка фактических рабочих условий для обеспечения безопасности персонала. Кто должен проводить спецоценку рабочих мест? По требованиям ТК РФ и Закона № 426-ФЗ от 28.12.13 г. (заменил Приказ № Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26.04.11 г.) такая процедура обязательна для всех фирм. Не нужно аттестовать дистанционных специалистов, надомников и граждан, работающих на обычных физлиц (п. 3 стат. 3 № 426-ФЗ, далее – Закон).

Обратите внимание! Если компания проходила АРМ до вступления в силу № 426-ФЗ и пяти лет еще не прошло, разрешается не проводить СОУТ до истечения обозначенного периода (п. 4 стат. 27).

Аттестация рабочих мест – как часто проводится

В 2018 г. с какой периодичностью проводится аттестация рабочих мест? Согласно п. 4 стат. 8 аттестация рабочих мест проводится не реже, чем раз за 5 лет. По желанию работодатель вправе пройти АРМ раньше. Если с даты утверждения результатов последней оценки прошло больше, чем 5 лет, следует организовать мероприятие повторно. Когда процедура осуществляется внепланово, к примеру, при замене производственного оборудования, спецоценка должна проводиться через 6 или 12 мес. после происшествия (п. 2 стат. 17 № 426-ФЗ).

Аттестация рабочих мест – обязательна или нет

Кто проводит аттестацию рабочих мест в организации

На основании п. 2 стат. 8 Закона спецоценку рабочих мест по условиям труда проводит работодатель с независимой организацией совместно. Для этого подписывается договор ГПХ на услуги. Привлекать к работе можно не все учреждения, а только соответствующие законодательным требованиям. В частности, предприятие должно отвечать следующим условиям (стат. 19):

  • Основным или одним из основных видов рабочей деятельности в уставной документации должна значиться спецоценка трудовых условий.
  • Число сертифицированных экспертов предприятия минимально должно равняться 5, включая хотя бы одного специалиста с высшим уровнем образования по определенным профессиям (гигиена труда, общая гигиена или санитарно-гигиенические исследования). Со всеми лицами у организации должен быть подписан трудовой договор.
  • Организации, проводящие аттестацию рабочих мест, обязаны иметь в своем составе аккредитованную по законодательным нормам лабораторию или испытательный центр для выполнения соответствующих измерений (испытаний).
  • Регистрация в специальном реестре.

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда

Действующие правила и порядок аттестации рабочих мест на предприятиях четко регламентируется в Законе № 426-ФЗ. Процедура начинается с разработки перечня РМ (рабочие места). Что такое рабочее место для проведения спецоценки? Это так называемые аналогичные РМ, то есть расположенные в однотипных трудовых условиях и предназначенные для одинаковых должностей (п. 6 стат. 9). Такие места оцениваются в размере не меньше, чем 20 % от их общего числа с заполнением одной общей карты СОУТ (п. 1, 2 стат. 16).

А проводится ли спецоценка на вакантных рабочих местах? По разъяснениям Минтруда, если сотрудник еще не нанят, работодатель не сможет достоверно провести спецоценку. Поэтому на вакантных должностях, кроме аналогичных РМ, СОУТ не выполняется (Письмо № 15-1/ООГ-1041 от 14.03.16 г.). Включать или нет аналогичное РМ в перечень подлежащих аттестации мест, специальная комиссия решает индивидуально, с учетом сложившихся обстоятельств. Но после закрытия соответствующей вакансии возникает повод для внеплановой процедуры (подп. 1 п. 1 стат. 17 № 426-ФЗ).

Как провести спецоценку рабочих мест – алгоритм действий:

  • Создание специальной комиссии по оценке – количество участников должно составлять нечетное число. Среди членов обязательно назначается представитель от работодателя, включая специалиста по ОТ (охрана труда).
  • Разработка и утверждение руководителем графика аттестации.
  • Разработка и утверждение перечня РМ, подлежащих спецоценке. Обязательно отдельно приводится список аналогичных мест.
  • Поиск независимой аккредитованной компании для осуществления оценочной процедуры.
  • Заключение договора ГПХ с экспертной организацией.
  • Проведение СОУТ рабочих мест предприятия.
  • Оформление результатов процедуры аттестации – исполнитель обязан предоставить работодателю полный комплект документов, включая перечень РМ с указанием присвоенных классов (подклассов) вредности; карту спецоценки; протоколы измерений, испытаний; сводную ведомость; перечень рекомендуемых мероприятий; заключение.

Вывод – в этой статье мы рассмотрели, что такое спецоценка рабочих мест, на какой срок проводится и кем. Отдельно приведен алгоритм действий работодателя для оперативного прохождения процедуры, указаны актуальные сроки. Можно ли и как провести аттестацию рабочих мест самостоятельно? По нормам Закона № 426-ФЗ такую работу должны выполнять только специальные независимые организации, прошедшие государственную аккредитацию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

raszp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *