Услуги населению
Факторы успеха бизнеса по оказанию услуг населению
Оказание услуг населению – это, наверное, одна из самых интересных областей современного бизнеса. Организовать предприятие в этой сфере деятельности можно без больших финансовых вложений. Единственное требование – это наличие знаний и опыта в том деле, которым занимаетесь. Квалификация специалиста гарантирует более качественное выполнение взятых обязательств. От профессионализма и грамотного делового подхода зависит репутация компании. У организации, оказывающей услуги населению, имеющей много положительных отзывов о проделанной работе, количество клиентов растёт в арифметической прогрессии. А значит, увеличивается доходность предприятия и шансы на дальнейшее развитие.
Преимущества предприятия оказывающего услуги
Предоставление услуг населению – это бизнес, который может приносить прибыль и развиваться в любом населённом пункте: от небольшого села до мегаполиса. Это и парикмахерские, и пункты ремонта обуви или бытовой техники, монтаж и установка оборудования, уборка помещений и улиц, и многое другое. Важно найти оригинальную идею и занять свою нишу.
Услуги населению как бизнес популярны ещё и потому, что предприниматели обычно являются специалистами в выбранной сфере и на первом этапе могут самостоятельно справляться с работой, без найма сотрудников. Например, человек, имеющий техническое образование, может сам ремонтировать предметы бытовой техники.
Несколько советов новичкам
Чтобы оказывать платные услуги населению необходимо зарегистрировать ИП. Желательно проанализировать спрос на услуги в регионе организации предприятия. Можно поискать то направление деятельности, которое уже имеет спрос у населения, а вот компаний предоставляющих эту услугу мало, или нет вообще. Также, новичку следует знать, что в сфере услуг именно многофункциональность является залогом успеха. Максимальный интерес у потребителя вызывает компания, предоставляющая комплексные услуги. Например, ремонт помещения от начала и до конца. Самые необычные бизнес идеи по оказанию услуг населению предоставлены вниманию читателей на нашем сайте.
Услуги населению — все статьи:
Грузовая автомойка – перспективная идея для бизнеса. Автомойка грузовых автомобилей — идея очень хорошая и простая, которая позволит предпринимателю активно развиваться в будущем. И даже при условии, что в современных городах автомоек сегодня миллион, водители…
Чистый автомобиль это показатель статуса и характера его владельца. Так было всегда. Но если ранее мыть автомобиль старались владельцы своими силами, то сегодня выбирают для этого специальные автомойки. Кроме того, что так процесс мытья автомобиля проходит гораздо…
Компактное оборудование для заточки фигурных и хоккейных коньков, позволяет восстанавливать остроту лезвий с прямым профилем и желобком 6 – 80мм. Станки комплектуются оснасткой, позволяющей применять технологию алмазного ролика, которая делает возможной заточку…
Делу, основанному на бурении скважин на воду, должны предшествовать следующие шаги: поиск финансовых средств; получение начальных сведений, связанных с процессом бурения; изучение спроса и предложений на буровые работы в данной местности и т.
Бизнес, который связан с переработкой вторичного сырья, в любое время считается перспективным и актуальным. Рассмотрим, как открыть пункт приема металлолома с нуля, а, значит, практически без капиталовложений. Пункт приема металлолома – это один из немногих бизнесов,…
Ежегодно в стране открываются сотни туристических агентств. Люди все чаще предпочитают отправляться на отдых за границу, все больше стараются путешествовать по странам и континентам, для чего им и нужны услуги современных турфирм. И новичкам в бизнесе часто кажется, что…
Специализированные студии по ландшафтному дизайну – достаточно новое явление на отечественном рынке. Но востребованность такого рода услуг активно набирает обороты. Все больше владельцев загородной недвижимости хотят украсить и преобразить свой приусадебный…
С давних времен ароматы использовались как инструмент влияния на организм человека. Все слышали, а может даже испробовали на себе действие запахов для восстановления и лечения. Ароматерапия – достаточно распространенное явление сегодня в медицине и косметологии, а вот…
В этой статье рассмотрим очень интересный бизнес — круглосуточная доставка продуктов на дом. Доставка продуктов — очень актуальная идея. Многие при походах по магазинам за продуктами забывают что-либо купить, некоторым просто лень идти в магазин, а у некоторых на…
Предоставление платных услуг и выполнение платных работ в автономных учреждениях — Статьи
Предоставление платных услуг и выполнение платных работ в автономных учреждениях (часть 2)
Тема оказания платных услуг и выполнения платных работ в автономном учреждении традиционно вызывает большой интерес. Он, безусловно, вызван тем, что само по себе зарабатывание денег – весьма важный аспект жизнеобеспечения и учреждения, и его сотрудников. В настоящей статье рассматривается ряд практических вопросов, связанных с платной деятельностью и относящихся к специфике правового положения автономных учреждений.
Платные услуги и платные работы: в чем разница?
В силу федерального законодательства об автономных учреждениях такие учреждения вправе выполнять работы и оказывать услуги за плату[1]. Возникает вопрос: в чем же разница?
В настоящее время эти понятия четко не разграничены. Выяснить нормативно установленные различия между ними можно лишь на основании бюджетного законодательства – по требованиям к содержанию государственного или муниципального задания (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). В частности, услуга отличается от работы тем, что у первой имеются конкретные потребители (физические или юридические лица), она предоставляется в определенном порядке и в отношении нее в государственном или муниципальном задании могут устанавливаться предельные цены (тарифы) для оплаты ее потребителями. Из этого можно сделать вывод, что платной работой считается деятельность АУ, оплачиваемая неким заказчиком не ради собственных нужд, а ради нужд третьих лиц или общества в целом, то есть заказчик деятельности не является ее непосредственным потребителем. Например, к платной работе можно отнести выполнение учреждением социологического исследования по заказу какой-либо организации. Если же учреждение проводит обучение гражданина, здесь речь идет о платной услуге.
Существует и еще один подход к разделению рассматриваемых понятий: работа всегда предполагает в качестве результата некий материальный продукт, а услуга – нет (тут важны сами производимые действия). В частности, создание музыкального произведения (допустим, оперы) – это работа (материальным продуктом здесь становится написанный на основе либретто нотный текст), а вот исполнение музыкального произведения – уже услуга.
Конечно, оба подхода не лишены субъективизма и неясностей, которые обнаруживаются на практике. Как определить, насколько социологическое исследование служит интересам самого заказчика (не является ли все-таки он сам непосредственным потребителем)? А если во время исполнения музыкального произведения ведется его видеозапись (то есть появляется некий материальный продукт), не становится ли подобное исполнение уже работой, а не услугой?
Увы, более подходящих трактовок – при отсутствии в действующем законодательстве определенности с названными понятиями – нет.
Отметим, что в том числе и по этой причине в базовых (отраслевых) перечнях государственных (муниципальных) услуг и работ мы встречаем описание одних и тех же процессов и как услуг, и как работ. Например, согласно базовому перечню в сфере «Культура, кинематография, туризм» (опубликован на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru) «создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок» – это и услуга, и работа.
Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) платно вне рамок задания.
Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях кроме выполнения государственного (муниципального) задания АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Разберемся в этой формулировке.
Словосочетание «кроме государственного (муниципального) задания» в законодательстве не уточняется. Здесь можно считать, что речь идет об услугах или работах, которые либо не входят в задание, либо входят, но их объем превышает установленные показатели. Например, если учреждение получает задание от учредителя на оказание той или иной услуги определенному числу потребителей, гражданам, выходящим за это число, АУ может предлагать ее уже на платной основе. Это относится и к услугам, которые в соответствии с законодательством должны оказываться бесплатно. Ведь обеспечение бесплатности тех или иных услуг – обязанность не самих учреждений, а органов государственной власти и местного самоуправления, то есть учредителей автономных учреждений, устанавливающих для них государственные и муниципальные задания. В частности, организация бесплатного и общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района и городского округа[2].
Любая деятельность АУ, в том числе осуществляемая на платной основе, должна отвечать двум требованиям – соответствовать тому или иному полномочию учредителя и сфере, в которой разрешается функционирование автономных учреждений.
Следующий момент – услуги (работы) должны относиться к основной деятельности автономного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ ею признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых учреждение создано. В свою очередь, целями создания АУ являются выполнение работ, оказание услуг, необходимых для осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Иными словами, оказываемые платные услуги (выполняемые работы) должны соответствовать полномочиям учредителя автономного учреждения – Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Эти полномочия определены в отраслевых законах (например, Федеральном законе от 21. 11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), а также в законах № 131-ФЗ и 184-ФЗ[3].
Полномочия учредителя автономного учреждения могут распространяться на разные сферы. Однако границы деятельности АУ (в отличие от бюджетного или казенного учреждения) строго очерчены. Автономное учреждение может функционировать в сферах, перечисленных в ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ (см. выше). При этом к иным сферам относятся государственная экспертиза проектной документации, результатов инженерных изысканий (п. 4 ст. 49 ГрК РФ), классификация и освидетельствование морских и речных судов[4], деятельность многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг[5], государственных региональных центров метрологии[6].
Таким образом, любая деятельность АУ, в том числе осуществляемая на платной основе, должна отвечать двум требованиям: соответствие тому или иному установленному полномочию учредителя и сфере, в которой разрешается функционирование автономных учреждений. Рассмотрим для наглядности конкретную ситуацию.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей (допустим, станция юных техников) собирается оказывать населению услуги по ремонту велосипедов, скутеров и другой подобной техники. Данная услуга не является образовательной, а потому не может быть отнесена к основным видам деятельности учреждения (если считать, что оно создано в целях реализации полномочия органа местного самоуправления по организации предоставления дополнительного образования детям[7]). В этом случае «ремонт техники» просто не может присутствовать в уставе в качестве основного вида деятельности учреждения, поскольку не соотносится с целями его создания. А значит, оказание этим АУ населению названной услуги на платной основе неправомерно.
То же самое можно сказать о ситуации, когда станция юных техников решит оказывать платные услуги дополнительного образования взрослым – эти услуги нельзя соотнести с целью создания рассматриваемого учреждения, заключающейся в организации предоставления дополнительного образования именно детям. Отметим, что в отношении взрослых дополнительное образование считается профессиональным и относится не к вопросам местного значения, а к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ[8].
Содержание устава АУ само по себе не может быть исключительным правовым основанием для осуществления той или иной платной деятельности. Содержание это должно соответствовать требованиям законодательства.
Чтобы в приведенной ситуации учреждение могло обоснованно (с правовой точки зрения) предоставлять не только услуги дополнительного образования и не только детям, следует соотнести услугу с каким-либо иным вопросом местного значения, то есть с другим полномочием учредителя. В частности, услугу по ремонту велосипедов и прочего спортивного инвентаря можно «привязать» к таким вопросам местного значения муниципального района или городского округа, как «создание условий для организации досуга»[9] и «обеспечение условий для развития физической культуры»[10]. Однако для этого необходимо, чтобы данная связь была четко отражена в перечне видов деятельности в уставе учреждения. Например, можно применить следующую формулировку: «оказание услуг населению по ремонту спортивного инвентаря в целях создания условий для организации досуга и обеспечения условий для занятия физической культурой».
Иногда право автономного учреждения оказывать платные услуги или выполнять платные работы без «привязки» к полномочиям учредителя на практике обосновывают иначе: это допустимо в случае, когда названные услуги или работы относятся к неким иным видам деятельности учреждения, то есть выходят за рамки его основной деятельности. Да, в ч. 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ говорится, что АУ вправе осуществлять иные виды деятельности. Но, во-первых, согласно приведенной норме такая деятельность опять же должна служить достижению целей, ради которых учреждение создано, и соответствовать этим целям. Во-вторых, право оказывать платные услуги и выполнять платные работы предоставлено автономному учреждению именно в отношении его основной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). То есть указанное убеждение не имеет под собой правовых оснований.
Кроме того, в силу федерального законодательства об автономных учреждениях в уставе АУ должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности, которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых создано (п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона № 174-ФЗ). Следовательно, формулировки типа «а также иные виды деятельности, не запрещенные законом» здесь недопустимы. Поэтому при создании устава учреждения, а также при внесении в него изменений очень важно тщательно проанализировать, какими видами деятельности АУ не только занимается в настоящий момент, но и, возможно, станет заниматься в будущем. Иначе с каждым появлением дополнительного вида деятельности придется менять устав.
Вместе с тем нужно помнить: само по себе содержание устава учреждения не может быть исключительным правовым основанием для той или иной платной деятельности. Нельзя записать в устав что угодно и, прикрываясь учредительным документом, рассчитывать на то, что контрольные органы тоже отнесутся к нему как к истине в последней инстанции. Содержание устава должно соответствовать требованиям законодательства, о которых шла речь раньше, а если это не так, деятельность учреждения неправомерна.
Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) платно в рамках задания.
В отличие от бюджетных учреждений, право которых оказывать платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания прописано в ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», аналогичное право для АУ в Законе № 174-ФЗ в явном виде не установлено. Однако в бюджетном законодательстве говорится о том, что государственное (муниципальное) задание на оказание услуг должно содержать в числе прочего предельные цены (тарифы) на оплату этих услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством РФ (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). Иными словами, возможность предоставления автономным учреждением каких-либо государственных (муниципальных) услуг за плату в рамках задания в действующем законодательстве все-таки предусматривается, но только в определенных случаях, указанных в федеральных законах. При этом речь здесь идет только об услугах, но не о работах.
Сложность также заключается в следующем. Федеральное законодательство не содержит каких-либо прямых норм о том, что те или иные услуги в целом должны предоставляться потребителям именно за плату – в частности, в справочно-правовых системах никаких ссылок на соответствующие федеральные законы не дается. Однако косвенно такие случаи все же установлены.
Например, федеральное законодательство гарантирует бесплатное получение дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования, но не гарантирует бесплатного получения дополнительного образования[11]. Следовательно, в рамках государственного или муниципального задания автономное учреждение не вправе оказывать за плату перечисленные выше бесплатные виды образовательных услуг, а вот услуги дополнительного образования – может.
Федеральное законодательство не содержит прямых норм о том, что те или иные услуги должны предоставляться потребителям именно за плату. Но косвенно такие случаи установлены.
Другой пример – из сферы социального обслуживания населения. Согласно отраслевому законодательству право на бесплатное получение социальных услуг в форме соцобслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах соцобслуживания имеют несовершеннолетние, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, и отдельные дополнительные категории граждан, установленные нормативными правовыми актами субъектов РФ. А социальные услуги в форме соцобслуживания на дому и в полустационарной форме также должны бесплатно предоставляться гражданам, если на дату обращения их среднедушевой доход, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, был ниже предельной величины среднедушевого дохода (или равен ей), установленной для этого случая законом субъекта РФ[12]. Всем остальным категориям граждан социальные услуги предоставляются за плату[13].
На практике часто возникает ситуация, когда оказание той или иной услуги финансируется из двух источников – бюджета соответствующего уровня и кармана потребителя. Для последнего такая услуга является частично платной. Эта практика широко распространена в разных сферах – культуры, дополнительного образования, социального обслуживания. К примеру, определенная часть (как правило, бóльшая) расходов театра по прокату театральных постановок может финансироваться за счет субсидии, предоставляемой учреждению учредителем для выполнения государственного или муниципального задания, а другая часть – за счет продажи билетов.
Еще один пример – деятельность музыкальных школ, школ искусств, иных учреждений дополнительного образования, где плата за обучение покрывает только небольшую часть затрат на оказание услуг. Формально учредители вправе не включать эти услуги в задание, предлагая учреждениям оказывать их за полную плату, поскольку обязанности обеспечивать бесплатность или даже частичную платность услуги у них нет. Но, как правило, органы власти не пользуются данным правом, понимая: при таком сценарии услуга просто станет недоступной для большинства получателей либо это вызовет социальную напряженность. Более того, учредители, обладающие достаточными финансовыми возможностями, иногда идут на то, чтобы «по доброй воле» полностью финансировать оказание определенных социально значимых услуг (например, занятия в спортивных секциях для детей) в рамках устанавливаемого для учреждения задания. Тогда плату с потребителей учреждение не берет.
В заключение добавим, что Правила опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества[14] предусматривают в числе прочего предоставление такими учреждениями сведений о количестве потребителей и объеме доходов от оказания частично платных услуг.
Правоспособность АУ в определении стоимости платных услуг (работ).
В отличие от бюджетных учреждений, насчет которых в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях указано, что порядок определения платы за их услуги или работы, предоставляемые или выполняемые как сверх государственного (муниципального) задания, так и в его рамках, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом
Во-первых, исключением являются муниципальные автономные учреждения. Согласно федеральному законодательству о местном самоуправлении к полномочиям органов данного уровня относится установление тарифов на любые услуги или работы, оказываемые или выполняемые любыми муниципальными учреждениями (в том числе автономными), если иное не предусмотрено федеральными законами[16]. Другими словами, муниципальные АУ не могут утверждать цены на свои услуги и работы самостоятельно – это делают их учредители.
Правда, из данного исключения есть свое исключение, вытекающее из формулировки «если иное не предусмотрено федеральными законами». В силу федерального законодательства о культуре организации культуры самостоятельно формируют цены (тарифы) на свои платные услуги и продукцию, включая цены на билеты[17]. То есть автономные учреждения культуры (причем и муниципальные, и государственные) вправе сами определять цены на услуги (но не работы – в законодательстве о культуре речь идет только об услугах).
В связи с этим встречается практика, когда органы местного самоуправления, утверждая упомянутый выше порядок определения платы за услуги бюджетных учреждений, распространяют его действие и на автономные учреждения. Рассмотрим в качестве примера ситуацию в городском округе «ЗАТО Сибирский» (Алтайский край)
Там учреждение предоставляет платные услуги по стоимости, целиком покрывающей его издержки на оказание данных услуг. При этом цена на услугу определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов. В документе приводится перечень учитываемых затрат и методика (формулы) расчета. К затратам относятся:
- оплата труда основного персонала;
- расходы на материальные запасы;
- сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги;
- накладные расходы, относимые на платную услугу (в том числе на административно-управленческий персонал).
Цена определяется на основе себестоимости услуги, какой-либо прибыли в данной методике расчета не предусматривается. Цены на платные услуги утверждаются учреждениями по согласованию с городской администрацией, если иное не предусмотрено федеральными законами (исключением здесь является описанная выше ситуация с учреждениями культуры). Предварительное согласование проводится с городским комитетом по финансам и органом администрации, курирующим конкретное учреждение. Окончательное согласование цены осуществляет первый заместитель главы города, а в его отсутствие – начальник отдела экономики и труда городской администрации.
Среди всех типов государственных и муниципальных учреждений степень самостоятельности автономных учреждений в определении цен на свои услуги и работы оказывается наивысшей.
Во-вторых, существуют отдельные услуги автономных учреждений, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов)[18]. Сюда, в частности, относятся любые социальные услуги, оказываемые гражданам государственными организациями социального обслуживания.
Отдельно остановимся на оказании платных услуг в такой социально «чувствительной» сфере, как здравоохранение. Согласно федеральному законодательству порядок и условия предоставления медорганизациями платных медицинских услуг пациентам устанавливает Правительство РФ[20]. Порядок определения цен (тарифов) на медуслуги медицинских организаций, являющихся бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливают органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей. При этом медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на свои платные медуслуги сами[21]. То есть государственные (но не муниципальные – см. выше) автономные учреждения здравоохранения, в отличие от государственных казенных и бюджетных, обладают самостоятельностью в определении цен на услуги.
Отметим, что отнесение в данном контексте автономных учреждений к организациям иных организационно-правовых форм соответствует позиции Минфина[22].Таким образом, среди всех типов государственных и муниципальных учреждений степень самостоятельности автономных учреждений в определении цен на свои услуги и работы оказывается наивысшей. Однако не следует забывать: по факту учредитель учреждения, в силу п. 6 ст. 9 Закона № 174-ФЗ[23] являясь работодателем руководителя АУ, имеет возможность неформального административного влияния на то, какие решения принимает руководитель в области ценообразования. Учредитель может просто «вызвать в кабинет» и заставить руководителя учреждения установить те цены, которые считает «правильными», несмотря на все нормативно-правовые декларации.
Требование об одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг за плату и бесплатно.
Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях АУ вправе оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Это означает следующее: если учреждение предоставляет одну и ту же услугу в первом случае за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (или средств внебюджетных фондов – например, ФОМС), а во втором – за счет средств потребителя, условия оказания данной услуги должны быть одинаковы. В законодательстве не уточняется, что входит в понятие «условие», но можно предположить, что под этим подразумевается качество услуги, срок ожидания и другие параметры.
Один из ключевых вопросов – относится ли к таким условиям цена услуги? Если да, то, например, вуз должен устанавливать для граждан размер платы за обучение по выбранной специальности в том же размере, в каком это обучение финансируется из бюджета. Если нет, то цена может быть выше или даже ниже (допустим, для повышения конкурентоспособности услуги на рынке) норматива по госзаданию. Однозначного ответа на вопрос, к сожалению, нет. Отметим лишь, что, по мнению Минфина, требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (см. сноску 9 к настоящей статье). Автономным учреждениям и их учредителям (в случаях, когда именно они утверждают либо согласовывают стоимость услуг АУ) следует иметь в виду данное обстоятельство при принятии решений по ценообразованию.
В свою очередь, если рассматривать понятие «условия оказания услуги» шире и, скажем, включать в него такой параметр, как срок оказания услуги, практика предоставления платных услуг государственными и муниципальными учреждениями окажется совсем далеко от требований законодательства. Особенно эта проблема характерна для отрасли здравоохранения, где, например, попасть на платный прием к узкому специалисту можно гораздо быстрее, чем на бесплатный прием к тому же специалисту в рамках ОМС. И если пациент обратится в суд с жалобой на то, что, допустим, консультацию у бесплатного невролога нужно ждать месяц, а попасть к этому же самому врачу на платной основе получится в течение недели, шансы пациента выиграть дело будут достаточно высоки.
[1] Часть 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).
[2] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).
[3] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
[4] Пункт 3 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
[5] Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
[6] Часть 5.1 ст. 21 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
[7] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 13 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании.
[8] Пункт 9 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании.
[9]Пункт 19.1 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 17 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.
[10] Пункт 26 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 19 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.
[11] Части 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона об образовании.
[12] Части 1 – 3 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах соцобслуживания).
[13] Статья 32 Закона об основах соцобслуживания.
[14] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684.
[15] Абзац 1 ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12. 01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[16] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[17] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.
[18] Постановление Администрации городского округа «ЗАТО Сибирский» от 17.11.2016 № 613 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), не являющихся основными видами деятельности муниципальных бюджетных (автономных) учреждений, для граждан и юридических лиц».
[19] См. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
[20] Пункт 14 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
[21]Часть 7 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
[22] Пункт 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.
[23] См. разд. 8 Письма Минфина РФ от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ».
[24] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города
журнал «Руководитель автономного учреждения» май-июнь, 2017
Услуги на дому и по месту жительства | CMS
Услуги на дому и по месту жительства (HCBS) — это виды ориентированного на человека ухода, оказываемого на дому и по месту жительства. Могут быть предоставлены различные медицинские и социальные услуги. Программы HCBS направлены на удовлетворение потребностей людей с функциональными ограничениями, которым требуется помощь в повседневных делах, таких как одевание или купание. HCBS часто предназначены для того, чтобы люди могли оставаться дома, а не перемещаться в учреждение для ухода.
Программы HCBS обычно делятся на две категории: службы здравоохранения и социальные службы . Программы HCBS могут предлагать комбинацию обоих типов услуг и не обязательно предлагать все услуги из любой категории.
Виды медицинской помощи HCBS
Медицинские услуги для удовлетворения медицинских потребностей
- Медицинское обслуживание на дому, например:
- Квалифицированный уход
- Терапия: профессиональная, речевая и физическая
- Диетическое управление зарегистрированным диетологом
- Аптека
- Медицинское оборудование длительного пользования
- Управление делами
- Личная гигиена
- Обучение сиделок и клиентов
- Укрепление здоровья и профилактика заболеваний
- Хосписная помощь (уход за пациентами, которые могут умереть от болезни)
Социальные службы поддерживают повседневную жизнь
- Центры престарелых
- Детские сады для взрослых
- Пункты общественного питания
- Программы доставки еды на дом
- Личный уход (одевание, купание, туалет, прием пищи, перекладывание на кровать или стул и т. д.)
- Транспорт и доступ
- Домашний ремонт и модификации
- Оценка безопасности дома
- Домохозяйка и работа по дому
- Информационно-справочные услуги
- Финансовые услуги
- Юридические услуги, например помощь в составлении завещания
- Подтверждение по телефону
Создание и поддержка программы HCBS во многих отношениях приносит пользу сообществу и отдельным лицам. Тем не менее, есть несколько проблем, которые необходимо учитывать при реализации этого типа программы.
Преимущества и недостатки HCBS
Преимущества
- Экономическая эффективность: обычно менее половины стоимости стационарного лечения
- Культурно-чувствительный: доступны духовные и культурные мероприятия и поддержка
- Знакомство: пациент наслаждается комфортом собственного дома или небольшого жилого помещения в сообществе
- Может предоставить консультацию или духовенство, чтобы помочь в тяжелой утрате
- Некоторые исключения позволяют членам семьи быть оплачиваемыми опекунами
Проблемы
- Доступ к поставщикам
- Наличие квалифицированных опекунов
- Выгорание воспитателя
- Отсутствие круглосуточной доступности медицинских специалистов
- Попечители, не являющиеся членами семьи, могут иметь ограниченный доступ в отдаленные районы, особенно зимой
- Возможные культурные предубеждения или барьеры в процессе оценки остроты зрения
- Квалифицированный уход за больными включает только медицинские услуги, оказываемые дипломированной медсестрой. Другие повседневные задачи возлагаются в основном на членов семьи
- Те, кто нуждается в уходе, не всегда хотят, чтобы члены семьи брали на себя заботу о них из-за возможности жестокого обращения или финансовых махинаций
- Племена должны завершить процессы, которые часто бывают длительными и сложными, например, создать кодекс жестокого обращения с пожилыми или заключить меморандум о взаимопонимании с государством, чтобы создать программу HCBS .
Узнайте больше о HCBS на сайте Medicaid.gov.
Часто задаваемые вопросы
Кто имеет право на участие в программе HCBS?
Право на участие зависит от штата. См. Карту ресурсов штата, чтобы узнать больше.
Кто финансирует HCBS?
Программы HCBS часто финансируются за счет государственных льгот. Отказы являются частью программы Medicaid штата, но они предоставляют особую группу услуг определенному населению. Отказ обычно требует медицинского и финансового права, но требования штата для отказа могут не совпадать с требованиями штата по программе Medicaid. Другими спонсорами HCBS могут быть ваше племя или частная страховка на случай длительного ухода, которой владеют ваши пациенты.
Ресурсы
Для получения дополнительной информации о финансировании HCBS см. эти ресурсы:
- Планы Medicare Special Needs Plans могут охватывать людей, которые получают уход в рамках необходимых им услуг на дому. Узнайте больше об этих планах и о том, как они работают.
- Прочтите обзор отказов от HCBS на сайте Medicaid.gov.
- Узнайте больше об использовании отказов штата в качестве способа финансирования LTSS.
Кто руководит программами HCBS?
В отдельных штатах помощь HCBS предоставляется ведущими агентствами и другими поставщиками услуг. Ведущее агентство выступает в качестве координатора первичной медико-санитарной помощи в своем регионе, например окружной отдел социальных и социальных служб. Племя может подать заявку со своим штатом, чтобы стать ведущим агентством, в зависимости от требований штата.
Поставщики услуг заключают договор с ведущим агентством в своей области на предоставление услуг. Если племя не является ведущим агентством, оно заключает контракт с соответствующим округом, штатом или организацией управляемого ухода в своем регионе для предоставления услуг и координации ухода.
Чтобы получить более полный доступ к Medicaid и государственному HCBS, организация Oneida Nation стала ведущим агентством штата по освобождению от требований. Прочтите их историю.
Узнайте больше о HCBS
Модель HCBS может включать множество видов программ и типов ухода. Для племен, которые только начинают предоставлять LTSS в своих сообществах, или для племен, у которых нет ресурсов, чтобы рассмотреть вопрос об уходе в учреждении, HCBS может быть хорошим местом для начала.
Существует множество возможных подходов для вашей программы и множество способов, которыми программы могут сотрудничать друг с другом для предоставления более широкого спектра услуг своим сообществам.
Специальные программы HCBS
CMS предлагает несколько национальных программ, которые могут поддерживать определенные виды HCBS в племенных общинах:
Программа комплексного ухода за пожилыми людьми (PACE) объединяет множество услуг в одну комплексную программу и часто объединяет программы Medicare и Medicaid. право.
9Демонстрационный грант 0002 «Деньги следуют за человеком» (MFP) включает в себя племенную инициативу, направленную на создание HCBS конкретно в индийской деревне.Примеры в индийской провинции
Есть много примеров успешных программ HCBS в индийской стране. Ознакомьтесь с некоторыми из этих ресурсов, чтобы узнать, что делают другие программы:
- Смотреть Программу общественного здравоохранения конференции Tanana Chiefs — видеопрофиль о HCBS в сельских деревнях во внутренних районах Аляски.
- Просмотреть Программы здоровья пожилых людей Chickasaw Nation — веб-семинар о комплексных программах HCBS, предоставляемых Chickasaw Nation для поддержки качества жизни пожилых людей.
- Посмотрите Phoenix Native Health — видео-профиль о городской программе здравоохранения индейцев, которая предоставляет HCBS более чем 300 племенам.
- Прочтите страницу профиля в сети HCBS, предлагаемой Zuni Pueblo через различные партнерские агентства.
- Узнайте об успешной программе PACE народа чероки.
- Прочтите «Долгосрочные услуги и поддержка в стране индейцев: проблемы, затрагивающие американских индейцев и коренных жителей Аляски с ограниченными возможностями» (PDF) — отчет, содержащий множество полезных примеров программ.
- Читать Поддержка американских индейцев и коренных жителей Аляски в сообществе: возможности оказания услуг на дому и в общине в стране индейцев. (PDF)
Переходный уход
Переходный уход — это процесс поддержания качества ухода при переводе пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями в больницу или дом престарелых, а также в стационарные или домашние условия или из них.
Целью переходного ухода является предотвращение пробелов в уходе за лицом, переходящим из одной системы ухода в другую, чтобы обеспечить успешный переход. Процесс включает обзор состояния здоровья человека, прием лекарств и последующий уход.
Переходный уход играет все более важную роль, поскольку HCBS становится предпочтительным механизмом предоставления LTSS.
Существует несколько моделей, основанных на фактических данных, для поддержки перехода на другой вид лечения, в том числе:
- Улучшение результатов для пожилых людей благодаря безопасному переходу (BOOST)
- Модель моста
- Вмешательство по переходу на лечение (CTI или «Модель Коулмана»)
- Гериатрические ресурсы для оценки и ухода за пожилыми людьми (GRACE)
Ресурсы по уходу в переходный период
Чтобы узнать больше о вариантах предоставления ухода в переходный период, ознакомьтесь со следующими дополнительными ресурсами:
Уход на дому за старейшинами племени макахВсеобщее медицинское страхование (ВОУЗ)
Для оказания этих услуг требуются адекватные и компетентные работники здравоохранения и ухода с оптимальным сочетанием навыков на уровне учреждения, работы с населением и на уровне сообщества, которые справедливо распределены, имеют адекватную поддержку и пользуются достойной работой. Стратегии ВОУЗ позволяют\r\n каждому получить доступ к услуги, направленные на устранение наиболее серьезных причин заболеваний и смерти, и обеспечение того, чтобы качество этих услуг было достаточно высоким для улучшения здоровья людей, которые их получают.
Защита людей от финансовых последствий оплаты медицинских услуг из собственного кармана снижает риск того, что люди будут ввергнуты в нищету из-за того, что неожиданная болезнь потребует от них расходования своих сбережений, продажи активов или\r\n заимствования – разрушая свое будущее, а часто и будущее своих детей.
Достижение ВОУЗ является одной из целей, поставленных странами мира при принятии ЦУР в 2015 году. Страны подтвердили это обязательство на Совещании высокого уровня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по ВОУЗ в 2019 году. Страны, которые продвигаются к ВОУЗ,\r\n добиваться прогресса в достижении других задач, связанных со здоровьем, и в достижении других целей. Хорошее здоровье позволяет детям учиться, а взрослым зарабатывать, помогает людям вырваться из бедности и обеспечивает основу для долгосрочного экономического развития.
ВОЗ вносит свой вклад в достижение цели Тринадцатой общей программы работы на 2025 г., предусматривающей, что ВОУЗ получит еще 1 миллиард человек, а также вносит свой вклад в достижение еще 2 миллиардов целей, направленных на то, чтобы еще 1 миллиард человек был лучше защищен от чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения\r\n и еще 1 миллиард человек люди наслаждаются лучшим здоровьем и благополучием. Он также способствует выполнению миссии ВОЗ в отношении права на наивысший достижимый уровень здоровья, здоровья для всех и ЦУР.
Как страны могут добиться прогресса на пути к ВОУЗ?
Многие страны уже добиваются прогресса в обеспечении всеобщего медицинского обслуживания, хотя повсеместно пандемия COVID-19 повлияла на доступность и способность систем здравоохранения бесперебойно предоставлять медицинские услуги. Все страны могут принять меры для более быстрого перехода\r\n к ВОУЗ, несмотря на неудачи, вызванные пандемией COVID-19, или для сохранения уже достигнутых успехов. В странах, где услуги здравоохранения традиционно были доступны и недороги, правительствам становится все труднее реагировать на постоянно растущие потребности населения в области здравоохранения и растущие расходы на услуги здравоохранения.
Переход к всеобщему медицинскому обслуживанию требует укрепления систем здравоохранения во всех странах. Надежные финансовые структуры имеют ключевое значение. Когда людям приходится оплачивать большую часть расходов на медицинские услуги из собственного кармана, бедные часто не могут получить многие из необходимых им услуг, и даже богатые могут столкнуться с финансовыми трудностями в случае тяжелое или длительное заболевание. Объединение средств из обязательных источников финансирования (таких как государственные налоговые поступления) может распределить финансовые риски заболеваний среди населения.
Улучшение охвата услугами здравоохранения и результатов в отношении здоровья зависит от наличия, доступности и способности работников здравоохранения и ухода оказывать качественную интегрированную помощь, ориентированную на нужды людей. Пандемия COVID-19 ярко продемонстрировала неоценимую\r\n роль работников здравоохранения и ухода и важность расширения инвестиций в эту область. Для удовлетворения потребностей в кадрах здравоохранения в рамках ЦУР и задач ВОУЗ к 2030 г. потребуется более 18 миллионов дополнительных работников здравоохранения. Дефицит предложения и спроса на работников здравоохранения сосредоточен в странах с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего. . Прогнозируется, что к 2030 году растущий спрос на работников здравоохранения добавит в мировую экономику около 40 миллионов рабочих мест в секторе здравоохранения. Требуются инвестиции\r\n как из государственного, так и из частного секторов в образование работников здравоохранения, а также в создание и заполнение финансируемых должностей в секторе здравоохранения и экономике здравоохранения. COVID-19пандемия, которая изначально несоразмерно затронула кадры здравоохранения, высветила необходимость защиты медицинских работников и работников по уходу, уделения первоочередного внимания инвестициям в их образование и занятость, а также использованию партнерских отношений для обеспечения им достойных условий труда.
UHC подчеркивает не только какие услуги покрываются, но и как они финансируются, управляются и предоставляются. Необходим фундаментальный сдвиг в предоставлении услуг, чтобы услуги были интегрированы и ориентированы на потребности\r\n людей и сообществ. Это включает в себя переориентацию служб здравоохранения для обеспечения того, чтобы помощь оказывалась в наиболее подходящих условиях, с правильным балансом между амбулаторным и стационарным лечением и усилением координации помощи. Медицинские услуги,\r\n включая услуги традиционной и дополнительной медицины, организованные с учетом всесторонних потребностей и ожиданий людей и сообществ, помогут им играть более активную роль в своем здоровье и системе здравоохранения.
Инвестиции в качественную первичную медико-санитарную помощь станут краеугольным камнем для достижения ВОУЗ во всем мире.
Для достижения ВОУЗ требуется несколько подходов. Подход к первичной медико-санитарной помощи и подходы на протяжении всей жизни имеют решающее значение. Подход первичной медико-санитарной помощи фокусируется на организации и укреплении систем здравоохранения, чтобы люди могли получить доступ к услугам для своего здоровья и благополучия, исходя из своих потребностей и предпочтений, как можно раньше и в своей повседневной среде. ПМСП включает в себя три взаимосвязанных и синергетических компонента, в том числе: всесторонние интегрированные медицинские услуги, которые охватывают первичную медико-санитарную помощь\r\n, а также товары и функции общественного здравоохранения в качестве центральных элементов; многосекторальная политика и действия, направленные на воздействие на предшествующие и более широкие детерминанты здоровья; а также вовлечение и расширение прав и возможностей отдельных лиц, семей и сообществ для расширения социального участия\r\n и повышения уровня самообслуживания и уверенности в себе в отношении здоровья. Применение подхода на протяжении всей жизни оптимизирует здоровье людей, удовлетворяя их потребности и максимально используя возможности на всех этапах жизни, чтобы они могли быть и делать то, что они оправданно ценят\r\n в любом возрасте, всегда руководствуясь принципами, которые продвигают права человека и гендерное равенство. .
Как показала пандемия COVID-19, странам необходимо быстро наращивать свои инвестиции в основные функции общественного здравоохранения — те основные функции общественного здравоохранения, которые требуют коллективных действий и могут финансироваться только правительствами или рискуют крупными\r\n рыночными сбоями. К ним относятся разработка политики на основе фактических данных, коммуникация, в том числе информирование о рисках и работа с населением, чтобы дать возможность отдельным лицам и семьям лучше управлять своим здоровьем, информационные системы, анализ данных и эпиднадзор,\r\n лабораторный потенциал для тестирования; регулирование качества продукции и здорового образа жизни, а также субсидирование институтов и программ общественного здравоохранения.
Можно ли измерить ВОУ?
Да. Мониторинг прогресса в обеспечении всеобщего медицинского обслуживания должен быть сосредоточен на двух вещах:
- Доля населения, имеющая доступ к основным качественным услугам здравоохранения (ЦУР 3. 8.1) 3.8.2).
Измерение справедливости также имеет решающее значение для понимания того, кто остался позади — где и почему.
Совместно со Всемирным банком ВОЗ разработала основу для отслеживания прогресса в области ВОУЗ путем мониторинга обеих категорий, принимая во внимание как общий уровень, так и степень справедливости ВОУЗ, предлагая охват услугами и финансовую защиту\r\n для всех людей в составе населения, таких как бедняки или жители отдаленных сельских районов.
ВОЗ использует 16 основных медицинских услуг в 4 категориях в качестве показателей уровня и справедливости охвата в странах:
Репродуктивное здоровье, здоровье матерей, новорожденных и детей:
- планирование семьи
- дородовой уход и родовспоможение
- полная иммунизация детей
- обращение за медицинской помощью при пневмонии.
Инфекционные заболевания:
- лечение туберкулеза
- антиретровирусное лечение ВИЧ
- использование надкроватных сеток, обработанных инсектицидами, для профилактики малярии
- надлежащие санитарные условия.
Неинфекционные заболевания:
- профилактика и лечение повышенного кровяного давления
- профилактика и лечение повышенного уровня глюкозы в крови
- скрининг рака шейки матки
- табак (не)курение.
Возможности обслуживания и доступность:
- базовый доступ к больницам
- плотность медработников
- доступ к основным лекарственным средствам
- безопасность здоровья: соответствие международным медико-санитарным правилам.
Каждая страна уникальна, и каждая страна может сосредоточиться на разных областях или разработать свои собственные способы измерения прогресса на пути к ВОУЗ. Но есть также ценность в глобальном подходе, который использует стандартизированные меры, признанные на международном уровне, так что\r\n они сопоставимы между границами и во времени.
Роль ВОЗ
ВОУЗ прочно базируется на Уставе ВОЗ 1948 г. , который провозглашает здоровье одним из основных прав человека и обязуется обеспечить максимально достижимый уровень здоровья для всех.
ВОЗ поддерживает страны в развитии их систем здравоохранения для продвижения и поддержания ВОУЗ, а также для мониторинга прогресса. Но ВОЗ не одинока: ВОЗ работает со многими разными партнерами в разных ситуациях и для разных целей, чтобы продвигать ВОУЗ во всем мире.
Некоторые партнерства ВОЗ включают:
- UHC2030
- Alliance for Health Policy and Systems Research
- P4H Social Health Protection Network
- UHC Partnership
- Инициатива по эффективности первичной медико-санитарной помощи
25–26 октября 2018 г. ВОЗ в партнерстве с ЮНИСЕФ и Министерством здравоохранения Казахстана провела Глобальную конференцию по первичной медико-санитарной помощи, спустя 40 лет после принятия исторической Алматинской декларации. Ата. Министры, медицинские работники, ученые,\r\nпартнеры и гражданское общество собрались вместе, чтобы подтвердить приверженность первичной медико-санитарной помощи как краеугольному камню ВОУЗ в смелой новой Астанинской декларации.