Разное

Транспортно экспедиционные услуги налогообложение – Транспортная экспедиция: учет и налогообложение

14.03.2018

Перевозка грузов и экспедиционные услуги подпадают под разные режимы налогообложения

Вопрос от читателя Клерк.Ру Андрея (г. Санкт-Петербург)

Наша компания занимается грузоперевозками и мы являемся экспедиторами. У нас случился конфликт с налоговой инспекцией по оформлению договора. У меня вот какой вопрос. Скажите, пожалуйста чем отличается договор где мы выступаем в качестве перевозчика и где мы выступаем в качестве экспедитора и отличается ли система налогообложения в том и другом случае?

Перевозка грузов осуществляется на основании договоров, заключаемых в соответствии с положениями гл. 40 "Перевозка" ГК РФ. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
Что же касается договора транспортной экспедиции, то гл. 41 "Транспортная экспедиция" ГК РФ определяет его как самостоятельный гражданско-правовой договор.

Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Таким образом, сторонами в договоре транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. Клиентом может быть любое лицо (физическое или юридическое), а экспедитором - только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель

Как установлено п. 2 ст. 801 ГК РФ, в соответствии с договором обязанности экспедитора могут исполняться также перевозчиком. Большинство цивилистов усматривают в данном случае конструкцию смешанного договора, к которому наряду с нормами, регулирующими транспортно-экспедиционную деятельность, применяются нормы о грузовых перевозках.

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных

услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Таким образом, систему налогообложения в виде ЕНВД следует применять в отношении деятельности, осуществляемой исключительно в рамках договоров перевозки грузов. Кроме того, из официальных разъяснений следует, что  на уплату ЕНВД можно переводить только те автотранспортные услуги по перевозке грузов, которые поименованы в ОКУН в подгруппе 022500 "Услуги грузового автомобильного транспорта" под кодами с 022501 по 022516 (Письма от 25.02.2010 N 03-11-11/33, от 28.07.2006 N 03-11-05/190, от 20.06.2006 N 03-11-04/3/299). Отмечу, что в ОКУН транспортно-экспедиционные услуги предусмотрены отдельной подгруппой "Услуги транспортной экспедиции" (код 023000).

Налогоплательщики, оказывающие в рамках одного договора услуги по перевозке грузов и экспедиторские услуги,  должны применять так называемую смешанную систему налогообложения, то есть помимо уплаты ЕНВД должны уплачивать налоги в соответствии с общеустановленной или упрощенной системой налогообложения. Такой же вывод содержит, к примеру, Письмо Минфина от 02.12.2008 N 03-11-04/3/541.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

www.klerk.ru

Налоговые риски по договору транспортной экспедиции

Не редки ситуации, когда, заключив договор транспортной экспедиции, стороны оформляют не экспедиторские документы (поручение и расписка), предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности", а транспортную накладную по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом". В транспортной накладной   экспедитор указан в качестве перевозчика, фактически перевозчиком не являясь. В счет-фактуре экспедиторов НДС выставляется со всей суммы транспортных услуг, без разбивки на  вознаграждение экспедитора и стоимость перевозки. Часто перевозчиками оказываются физические лица или индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС. В итоге, налоговая инспекция отказывает заказчику экспедиторских услуг в вычете НДС.

Последняя арбитражная практика по Северо-Кавказскому округу и другим судебным округам  по делам об обжаловании  отказа налоговых инспекций в вычете НДС по транспортно-экспедиционным услугам складывается не в пользу налогоплательщиков (Решение АС РО от 02.11.2017 по делу А53-7577/2017; Постановление АС СКО от 04.09.2017 по делу А53-10562/2016; Постановление 15 ААС от 29.09.2017 по делу А53-18968/16; Постановление 7 ААС от 12.10.2017 года по делу А27-5098/17, Постановление 9 ААС от 03.10.2017 года по делу А40-36278/17, от 22.09.2017 года по делу А40-17498/17).

 Главный аргумент налоговой, поддержанный всеми судами: транспортные услуги оказывались не теми контрагентами, которые указаны в качестве перевозчиков в транспортных накладных, транспортные средства не принадлежали экспедиторам, водители, осуществляющие перевозки, не являлись работниками экспедиторов. Экспедиторы указывали себя в качестве перевозчиков в транспортных накладных и НДС выставляли со всей суммы оказанных услуг, без разбивки на  стоимость перевозки и вознаграждение экспедитора.  Но фактически услуги по перевозке оказывали физические лица или индивидуальные предприниматели, плательщики ЕНВД. Экспедиторы не предоставили  копии договоров перевозки с третьими лицами, копии транспортных накладных, копии счетов-фактур перевозчиков. А без этих документов заказчик имеет право на вычет  НДС только с  вознаграждения экспедитора.

В постановлении от 29.09.2017 года по делу А53-18968/2016 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд  указывает, что элементы условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени и за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающим эти услуги, в порядке, предусмотренном для комиссионеров (агентов)  Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137. В целях осуществления заказчиком вычетов по НДС, к первому экземпляру счета-фактуры прилагаются копии счетов-фактур,  полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору,  а также копии соответствующих первичных документов.

Если же перевозчик не является плательщиком НДС, то и права на вычет по этому НДС заказчик не имеет.

Интересно, что в этих же судебных актах арбитражные суды признали  отказ налоговой принять расходы  по перевозке грузов в рамках договоров транспортной экспедиции  для целей налога на прибыль неправомерным,  так как налоговые инспекции не опровергли несение реальных расходов на  перевозку грузов.

Ставшие уже привычными аргументы налоговой о не проявлении должной осмотрительности,  о нарушении контрагентами своих налоговых обязательств,  о подписи неустановленных лиц на документах сами по себе  в судах уже не работают.  Эта судебная позиция согласуется со ст. 54.1 НК РФ: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Статья 54.1 НК РФ   содержит условия, при соблюдении  которых налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога. Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ, не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.   При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий: 1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; 2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В одном из последних писем  ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/[email protected] "О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации" подчеркивается, что  пункт 2 указанной статьи содержит условия, только при соблюдении которых у налогоплательщика появляется право учесть расходы и вычеты по имевшим место сделкам, то есть установление факта нарушения налогоплательщиком данных условий является отдельным обстоятельством, при наличии которого налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов. При этом налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов при выявлении фактов нарушения хотя бы одного из установленных в пункте 2 статьи 54.1 НК РФ условий (подпункт 1 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, если имеются доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) - неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора), и (или) подпункт 2 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента).

То есть, для уменьшения налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога   Налоговый кодекс предусматривает одновременное соблюдение условий, указанных и в пп. 1 и в пп. 2 п. 2 ст. 45.1 НК РФ,  а в вышеуказанном письме ФНС РФ подчеркивает, что для признания налоговой выгоды необоснованной достаточно нарушения одного из этих условий. Куда повернет  судебная практика, пока неизвестно.

Для избегания доначислений НДС  налогоплательщикам при заключении и исполнении договоров транспортной экспедиции необходимо оформлять документы, предусмотренные Правилами транспортно-экспедиционной деятельности,  запрашивать у экспедиторов документы о собственниках транспортных средств и (или) копии договоров аренды транспортных средств, договоров лизинга транспортных средств, копии договоров перевозки, счетов-фактур и первичных учетных документов от фактических перевозчиков.

 

zakon.ru

Что является доходом экспедитора на «упрощенке» по договору транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции имеет двоякую природу. С одной стороны, он может являться договором на оказание услуг по перевозке, а с другой – на оказание услуг по организации перевозки, то есть быть посредническим. В связи с этим у компаний, осуществ­ляющих транспортно-экспедиционную деятельность, возникают трудности по определению суммы своего дохода. Особенно актуален этот вопрос для тех из них, кто применяет объект «доходы». (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 04.09.13 № 03-11-11/36407)

Скачать ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 04.09.13 № 03-11-11/36407

Правовое регулирование экспедиторской деятельности

Правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности осуществляется в соответствии с главой 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 30.06.03 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.06 № 554.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Упоминание слов «за счет другой стороны» сразу же наталкивает на мысль, что договор транспортной экспедиции представляет собой разновидность посреднического договора.

Подтверждением этому служит и предусмотренная абзацем 2 пункта 1 статьи 801 ГК РФ обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от собственного имени договор (договоры) на перевозку груза.

Кроме того, пунктом 2 статьи 5 Закона № 87-ФЗ установлено, что клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. Такой подход присущ именно посредническим договорам.

Но в то же время экспедитор может не только организовывать оказание услуг, связанных с перевозкой груза, но и оказывать эти услуги. Причем здесь уже не имеет принципиального значения тот факт, оказывает он эти услуги самостоятельно или с привлечением третьих лиц (ст. 805 ГК РФ). А оказание услуг уже не подпадает под посредническую деятельность.

Следовательно, экспедитор в рамках исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции может выступать и в качестве посредника, и в качестве исполнителя услуг. Именно от этого и будет зависеть порядок определения суммы налогооблагаемого дохода экспедитора от оказания услуг по договору транспортной экспедиции.

Когда экспедитор - посредник

При исчислении упрощенного налога посредники должны учитывать свои доходы в порядке, установленном статьей 346.15 НК РФ. Это касается всех - и тех, кто применяет объект налогообложения «доходы», и тех, кто выбрал объект налогообложения «доходы минус расходы».

Таким образом, налогоплательщики учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Вместе с тем поступления, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в облагаемую базу не входят (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ к числу таких поступлений отнесены доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего посреднику в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору (кроме вознаграждения).

Следовательно, если из условий договора транспортной экспедиции следует, что экспедитор действует в качестве посредника, то в своих доходах он признает только сумму вознаграждения (естественно, что она должна быть выделена в договоре отдельно).

Все те средства, которые экспедитор получает от клиента в счет возмещения своих затрат по договору, не включаются ни в его доходы, ни в его расходы.

Такая схема особенно выгодна экспедиторам с объектом налогообложения «доходы».

Когда экспедитор сам оказывает услуги

Совершенно иной подход будет, если экспедитор по договору транспортной экспедиции обязуется выполнить все услуги сам. В данной ситуации заключенный договор можно рассматривать по аналогии с договором возмездного оказания услуг. Как мы уже говорили, выполняются эти услуги непосредственно экспедитором или для этого привлекаются третьи лица, принципиального значения не имеет. Привлечение иных лиц в таком случае нельзя трактовать как действия посредника (ст. 780 ГК РФ).

Например, такая ситуация возможна, когда по договору транспортной экспедиции экспедитор обязан обеспечить получение груза на своем складе, а потом отправить его дальше. При этом договоры перевозки клиент заключает самостоятельно, а перевозчики действуют по доверенности клиента.

Здесь доходом экспедитора будет являться вся его выручка от оказания таких услуг. Затраты, возникающие в процессе предоставления услуг по договору транспортной экспедиции, могут признаваться при налогообложении с учетом положений главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Понятно, что сделать это смогут только те экспедиторы, объект налогообложения которых «доходы минус расходы».

Официальные разъяснения

В разъяснениях Минфин России не дает ясного ответа, что именно признается доходом экспедитора. Финансовое ведомство лишь указывает, что является доходом в общем случае, а какие поступления не учитываются при налогообложении.

Как отмечено в комментируемом письме, налогоплательщики, осуществляющие функции экспедитора по договору транспортной экспедиции, при определении налоговой базы по единому налогу в состав доходов включают сумму вознаграждения, полученного в соответствии с названным договором.

При этом четко не установлено, что же следует считать таким вознаграждением.

Поэтому налогоплательщику стоит быть внимательным при решении данного вопроса и тщательнейшим образом изучить условия договора транспортной экспедиции, чтобы однозначно понять, как в нем определено вознаграждение.

Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 19, октябрь 2013 г.

www.klerk.ru

Особенности налогообложения международных грузоперевозок

О. Сумина, юрист

Международные перевозки – дело хлопотное. Доставка товара от продавца покупателю – это самостоятельный бизнес. Он привлекает пристальное внимание налоговых служб. Чтобы не давать им лишнего повода для налоговых претензий, все острые углы необходимо сгладить на стадии подготовки проекта договора.
Прикреплённый файл (6 Kb)

Степень транспортной нагрузки, возлагаемой на каждую из сторон договора купли-продажи, зависит от того, в каком пункте риск гибели товара переходит от продавца к покупателю. Переход может произойти на складе продавца, в момент передачи товара перевозчику, после доставки товара к месту разгрузки или на территории страны покупателя*. Это определяет выбор варианта доставки.

Перевозка

Если договором предусмотрен «самовывоз» со склада продавца, то его расходы минимальны. Упаковать и погрузить товар почти любая компания может самостоятельно. А вот когда транспортировка предполагает много этапов, собственными силами обойтись трудно. Содержание мощной транспортной службы для выполнения международных рейсов не всегда экономически оправданно. Вполне естественно, что львиную долю работ по доставке поручают специализированным компаниям.

В отдельных случаях бывает достаточно заключить договор перевозки. По этому договору транспортная компания берет на себя обязательство доставить вверенный ей груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель должен оплатить доставку (ст. 785 ГК РФ).

Условия перевозки на территории России регламентируют отраслевые нормативные акты. «Правила и общие требования обслуживания грузоотправителей и грузополучателей...» устанавливают порядок железнодорожных перевозок (указание МПС РФ от 6 декабря 1995 г. № С-932). На автомобильном транспорте действуют «Общие правила перевозки грузов...», утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. и Устав автомобильного транспорта, принятый постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12. В воздухе применяются «Правила международных воздушных перевозок...», утвержденные МГА СССР 3 января 1986 г. № 1/И. В морском судоходстве действуют нормы «Кодекса торгового мореплавания РФ» от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

Отправитель обязан составить документы, сопровождающие передачу груза на всех этапах транспортировки. Форма, количество экземпляров, порядок заполнения перевозочных документов определяются отраслевыми кодексами, уставами, правилами. Эти документы, помимо всего прочего, служат для признания заключенного договора договором перевозки. Они подтверждают обоснованность расходов, как того требует пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Без них договор может быть квалифицирован иначе. В этом случае исполнителю нельзя будет уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с оказанием транспортных услуг (письмо УМНС по г. Москве от 7 июля 2003 г. № 26-12/37027). Договор перевозки может быть переквалифицирован и по другой причине: в связи с расширением перечня услуг, которые берется оказать перевозчик.

Транспортная экспедиция как посреднический договор

Протяженность маршрутов, пересечение государственных границ вынуждают сторону, ответственную за доставку товара, помимо транспортировки провести ряд дополнительных операций. Обязательными становятся: выполнение таможенных формальностей, уплата пошлин, сборов, проверка количества и состояния груза, его погрузка, выгрузка, хранение и получение в пункте назначения. Оказание подобных услуг регламентирует договор транспортной экспедиции. По этому договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить услуги, связанные с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Исполнить свои обязательства экспедитор может самостоятельно, а если условия договора допускают, то и привлечь для этого третьих лиц (ст. 805 ГК РФ). Это право экспедитора служит основанием для работников налоговой инспекции усматривать в транспортной экспедиции признаки посреднической деятельности. Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит четкого положения о наличии элементов посредничества при исполнении договора транспортной экспедиции. Но, судя по официальным разъяснениям, к нему следует применять схемы налогообложения, как по договору комиссии и подобных ему (письмо УМНС по г. Москве от 20 ноября 2002 г. № 24-11/56384).

Последствия такого подхода особенно ощутимы при расчете налога на добавленную стоимость. Фирма, которая за плату действует в интересах другого лица, должна перечислить НДС со всей суммы вознаграждения (ст. 156 НК РФ). В данном случае она не имеет права применить налоговые вычеты. Ведь все расходы по выполнению поручения возмещает заказчик, значит именно у него входной НДС будет предъявлен к вычету.

Для целей налогообложения НДС «посредником» может стать и транспортная компания. Когда перевозчик экспедирует груз, узкие рамки договора перевозки не отвечают его содержанию. На такой комплексный договор распространяются правила транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ).

Вместе с тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 января 1999 г. № 5056/98 указано, что деятельность исполнителя по договору транспортной экспедиции не всегда относится к посреднической.

Несколько прояснить спорную ситуацию можно, если обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17). Он содержит открытый перечень экспедиторских услуг, но только часть из них прямо характеризует как посреднические: «...посреднические операции с фрахтом, посреднические операции с таможенной очисткой грузов, посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете...» (подгруппа 633 раздела I части III ОКДП). Очевидно, что не все составляющие комплекса услуг экспедитора имеют признаки посредничества. На это обращают внимание и арбитры (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 июля 2001 г. по делу № Ф08-2023/2001-628А).

Сократить риск налоговых споров можно при подготовке проекта договора и в момент составления отчета исполнителя. Его обязанности нужно подробно расписать и четко сформулировать, как именно будут организованы все услуги: самостоятельно или силами других компаний, точно указать размер вознаграждения. Тогда при поступлении денег нетрудно будет распределить общую сумму в соответствии с условиями договора. И для каждой части применить соответствующий порядок налогообложения. Например, особо оговорить обязанность исполнителя заключить договор с перевозчиком. И тут же обозначить комиссионное вознаграждение за эту услугу. Вторым пунктом поручить экспедитору расфасовать и упаковать груз с указанием стоимости этих работ. В эту стоимость могут быть включены расходы на приобретение материалов для упаковки, оплату труда и сопутствующие страховые взносы, аренду помещений и/или амортизацию. Отдельной строкой надо прописать сумму денег, передаваемых для уплаты таможенных пошлин и сборов. И в таком же порядке составить отчет об исполнении поручения, выделив сумму вознаграждения, стоимость услуг, оказанных своими силами, возмещаемые расходы с приложением подтверждающих документов.

Схема налогообложения зависит не только от варианта квалификации договора. Для того чтобы заплатить налоги (например НДС), необходимо определиться с местом реализации услуг. А при международных перевозках оно становится «неуловимым».

НДС. Место реализации услуг

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Место реализации работ и услуг следует определять в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса РФ. До 1 января 2006 года для разных видов транспорта порядок определения был неодинаков. Дополненная редакция статьи устанавливает единые правила для перевозчиков на всех видах транспорта. Местом реализации будет считаться территория Российской Федерации, если одновременно выполняются два условия:

  • перевозчиком** является российская организация или индивидуальный предприниматель;
  • один или оба (начальный и конечный) пункты перевозки находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148).
При этих условиях набор вариантов, когда Россия признается местом реализации услуг, ограничен (см. таблицу в прикрепленном файле).

Эта схема не распространяется на услуги по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита. Для таких услуг имеет значение место осуществления деятельности перевозчика. Если этим местом признана территория России, то и она же будет считаться местом реализации услуг по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Подтвердить место выполнения работ (оказания услуг), могут следующие документы:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • акты (отчеты и т. п.) приемки выполненных работ (п. 4 ст. 148 НК РФ).
Тем, кто вынужден применять положения статьи 148 Налогового кодекса, необходимо иметь в виду, что действующая ее редакция является результатом нескольких этапов законотворчества. От раза к разу изменяя и дополняя текст, законодатели предложили в итоге противоречивый вариант, сочетающий и разрешительные новации (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) и ограничительные нормы прошлых лет (п. 2 ст. 148 НК РФ). Если в качестве перевозчика выступает иностранная организация, то вновь введенный подпункт (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) в любом случае не признает российскую территорию местом оказания услуг. А пункт 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ обязывает местом реализации услуг транспортной иностранной организации признать Россию, если хотя бы один из пунктов назначения или отправления расположен на ее территории. На наш взгляд, в споре на эту тему нужно апеллировать не к букве, а к духу закона, ведь вновь введенный подпункт 4.1 пункта 1 соответствует общей логике статьи 148, а противоречащая норма пункта 2 ее разрушает.

Разобравшись с объектом налогообложения, следует определиться с налоговой ставкой.

Для кого НДС 0 процентов?

Ставка 0 процентов установлена для реализации товаров на экспорт и товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). К работам и услугам, непосредственно связанным с их производством и реализацией, тоже применяется ставка 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В состав таких услуг входят организация и сопровождение перевозок, перевозка или транспортировка, организация, сопровождение, погрузка и перегрузка. В отдельных случаях налоговики пытаются отказать в возмещении НДС экспедиторам. Они считают, что такие организации не вправе применять налоговую ставку 0 процентов и услуги по экспедированию подлежат налогообложению на общих основаниях.

Однако арбитры встают на сторону налогоплательщиков и признают, что экспедиционная деятельность непосредственно связана с реализацией товаров (например, постановления ФАС Московского округа от 8 апреля 2004 г. по делу № КА-А40/2447-04, Северо-Западного округа от 18 марта 2003 г. по делу № А56-20966/02).

Перечисленные услуги облагаются по ставке 0 процентов и в том случае, когда они связаны с импортом товаров. А также в отношении товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 0 процентов также применяется для работ и услуг по перевозке и транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При установлении налоговой ставки по НДС Налоговый кодекс выделяет отдельным пунктом международные перевозки железнодорожным транспортом. С 1 мая 2006 года они облагаются по нулевой ставке, если связаны с экспортом или вывозом продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ). На железнодорожные перевозки импорта ставка 0 процентов не распространяется.

Нулевой НДС усиливает привлекательность международной транспортно-экспедиционной деятельности. Однако зачастую обосновать нулевую ставку бывает нелегко. Даже тому, кто приложит максимум усилий, успех гарантировать нельзя.

Преимущество или наказание

В случаях, специально оговоренных статьей 164 Налогового кодекса, исполнитель обязан применить ставку 0 процентов (письмо ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/[email protected]). Но для этого необходимо представить в налоговую инспекцию ряд документов:

  • контракт (или его копию) на выполнение оказанных услуг;
  • выписку банка о фактическом поступлении выручки от покупателя за эти услуги;
  • таможенную декларацию (или ее копию) только при перемещении товара трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи или в случае международного таможенного налога транзита;
  • копии товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение таможенной границы России (п. 4 ст. 165 НК РФ).
Некоторое уменьшение списка требуемых документов (по сравнению с 2005 годом) с лихвой компенсируется тем, что порядок подачи остался прежним. Те организации, которые не обязаны предъявлять таможенные документы, должны представить остальной пакет вместе с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ). Но не всегда обязательства сторон по международным контрактам можно исполнить в течение одного налогового периода. И к моменту подачи декларации некоторые документы (например выписки с банковского счета о зачислении выручки) просто не существуют в природе. Значит, и подтвердить обоснованность ставки 0 процентов не представляется возможным. Поэтому необходимо будет применить ставку 18 процентов. При этом заказчик (покупатель) не имеет права принять к вычету входной НДС, рассчитанный по завышенной ставке. Короче, исполнителю остается только уплатить 18-процентный налог за счет собственных средств. А впоследствии, когда все документы будут готовы, нужно будет предъявить их вместе с налоговой декларацией для возврата ранее уплаченных сумм. Налоговая инспекция вправе рассматривать и проверять полученные бумаги в течение трех месяцев, а если сочтет обоснования недостаточными, то и отказать в возмещении налога (п. 4 ст. 176 НК РФ).
* Варианты распределения ответственности за товар между продавцом и покупателем рассматриваются официальными правилами международной торговой палаты Инкотермс-2000. Толкование торговых терминов приведено в нашем справочнике на странице 92.

** В данном случае неважно, свой транспорт использует перевозчик или фрахтует воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания. НДС по услугам арендодателя судов в этой статье не рассматривается. Для таких услуг место реализации определяется по правилам пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

внимание

Руслан Украинский, юрист компании «Гарант»:

«Посредничество с правовой точки зрения – это выполнение юридически значимых действий, совершение сделок в интересах другого лица. В договоре транспортной экспедиции лучше четко указать, что в данном случае экспедитор действует как комиссионер или поверенный. Это внесет ясность в вопросы налогообложения. Правда, при условии, что и в сумме вознаграждения по договору будет выделена та часть, которая причитается за выполнение функций комиссионера или поверенного».

www.klerk.ru

Услуги транспортно-экспедиционного обслуживания: особенности расчета НДС

Каковы различия в обложении НДС в случае, если согласно договорам экспедитор будет получать от контрагентов вагоны в аренду?

31.07.2014Российский налоговый портал

Организация оказывает услуги транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО), помимо этого есть практика предоставления клиентам вагонов под погрузку. При этом собственных вагонов у организации не имеется – она получает вагоны согласно договорам, предметом которых является оказание услуг по предоставлению вагонов под погрузку (вагоны у исполнителя – передающей стороны могут находиться в собственности, аренде, финансовой аренде). Своим клиентам организация предоставляет полученные вагоны под погрузку в рамках договоров ТЭО (предоставление вагонов может быть как в комплексе услуг, так и единственной услугой). В рамках взаимоотношений экспедитора с клиентами не предусмотрено представление подтверждающих документов, установлена общая цена услуги (без разделения на возмещение затрат и вознаграждение экспедитора). В учете организации операции отражаются без использования посреднической схемы (в полном объеме отражаются расходы, понесенные в рамках договоров ТЭО, и реализация услуг клиентам).

Какой ставкой НДС облагаются данные операции, если вагон едет на экспорт или импорт (то есть одна из станций назначения или отправления – за пределами РФ)?

Каковы различия в обложении НДС в случае, если согласно договорам экспедитор будет получать от контрагентов вагоны в аренду?

Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Арыков Степан, Родюшкин Сергей

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Поскольку в рассматриваемой ситуации в рамках договоров транспортной экспедиции услуги по предоставлению вагонов под погрузку оказываются налогоплательщиком, владеющим железнодорожным подвижным составом не на праве собственности или на праве аренды, оснований для применения ставки НДС в размере 0% не возникает и реализация таких услуг облагается НДС по ставке 18%.

В том же случае, если экспедитор будет получать вагоны по договору аренды (субаренды), то применения ставки НДС в размере 0% при реализации таких услуг будет правомерным.

Обоснование позиции:

Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг регулируется положениями главы 41 ГК РФ и Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 805 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

В рассматриваемой ситуации экспедитор в целях оказания услуг клиентам самостоятельно приобретает необходимые услуги у третьих лиц, при этом общая стоимость услуг не содержит разделения на возмещение затрат и вознаграждение экспедитора.

Согласно разъяснениям, представленным в п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729, услуги по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и (или) принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров оказываются операторами железнодорожного подвижного состава, иными юридическими лицами, которые, обладая на праве собственности или ином законном праве вагонами, контейнерами, локомотивами, участвуют в осуществлении перевозочного процесса: оказывают заказчикам (заинтересованным в перевозке лицам) услуги путем подачи (предоставления) под погрузку подвижного состава, контейнеров для перевозок и осуществления диспетчерского контроля за продвижением вагонов (как в груженом, так и в порожнем состоянии), а также могут оказывать услуги, связанные с расчетами за перевозку (открытие лицевых счетов в ТехПД на железных дорогах для осуществления расчетов в централизованном порядке, обеспечения неснижаемого остатка денежных средств для авансирования перевозок, контроль правильности расчета и обоснованности взыскания провозных платежей и сборов, ведение претензионной работы и т.п.), и иные подобные услуги, связанные с перевозкой.

В п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729 также сообщается, что услуга по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава имеет отличия от имущественного найма (аренды) подвижного состава. Отличия услуги по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава и имущественного найма (аренды) подвижного состава приведены в пп.пп. «а», «б», «в» п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729:

– по целям договора. Цель договора аренды подвижного состава - получение во временное владение и пользование вагонов и контейнеров. Арендатор может использовать переданные ему вагоны и контейнеры по своему усмотрению, как для перевозок, так и для других целей (например, временного хранения грузов). Аренда вагонов и контейнеров не может считаться услугой по организации конкретной перевозки, поскольку отсутствует связь этой аренды с перевозимым грузом и собственно с перевозками в международном сообщении. Транспортные компании при оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава предоставляют вагоны и контейнеры под конкретный груз в целях перевозки по определенному маршруту. Цель заключения клиентом такого договора – обеспечение перемещения его грузов, а не получение в пользование транспортного средства, как это имеет место быть в случае с договором аренды. Номера вагонов (контейнеров) указываются в транспортных железнодорожных накладных;

– по предмету договора. Предметом договора аренды подвижного состава являются индивидуально определенные вагоны и контейнеры (в договорах указываются номера подлежащих передаче в аренду вагонов и контейнеров). Между сторонами подписывается акт приема-передачи объектов во временное владение и пользование. При оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава клиент не получает во владение вагоны и контейнеры, ему лишь предоставляется право загрузить в них грузы для перевозки в пункт назначения. Соответственно, в договоре не указываются номера вагонов и контейнеров, сторонами не составляется акт приема-передачи вагонов и контейнеров клиенту;

– по расчетам и срокам договоров. Арендная плата за подвижной состав никак не привязана к конкретной перевозке и начисляется исходя из количества дней нахождения объекта аренды у арендатора. Срок аренды также не привязан к конкретной перевозке и исчисляется по соглашению сторон (как правило, месяцами или годами). Напротив, услуга по предоставлению вагонов и контейнеров под погрузку для осуществления перевозок непосредственно связана с организацией конкретной перевозки. Срок предоставления вагона и контейнера завершается одновременно с завершением договора перевозки, а плата за предоставление устанавливается исходя из условий конкретной перевозки (протяженность перевозки вне зависимости от сроков доставки, скорости и т.д.).

В соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.

В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

– услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;

– транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Предоставление (подача) железнодорожного подвижного состава является неотъемлемой частью перевозочного процесса (письмо Минфина России от 11.01.2011 г. № 03-07-08/02).

В целях отнесения услуг, перечисленных в абзаце пятом подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, к транспортно-экспедиционным, с учетом положений ст. 11 НК РФ, следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 г. № 148-ст (письма ФНС России от 29.04.2013 г. № ЕД-4-3/[email protected], от 20.03.2012 г. № ЕД-4-3/[email protected], от 16.09.2011 г. № ЕД-4-3/[email protected]).

При этом подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не содержит каких-либо оговорок, ограничивающих применение его норм в случае, если договором транспортной экспедиции при организации международной перевозки предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных абзацем пятым подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (письмо ФНС России от 16.09.2011 г. № ЕД-4-3/[email protected]).

Отметим, что услуга по предоставлению вагонов под погрузку прямо в ГОСТ Р 52298-2004 не поименована.

Также следует обратить внимание, что в п. 2 письма Минфина России от 02.08.2011 г. № 03-07-15/72 сообщается, что им поддерживается позиция ФНС России, изложенная в письме от 29.03.2011 г. № КБ-4-3/4883, об обложении НДС по ставке 0%:

– транспортно-экспедиционных услуг, если такие услуги предусмотрены подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и оказываются на основании договора транспортной экспедиции, соответствующего нормам действующего законодательства, регламентирующего транспортно-экспедиционную деятельность, при организации международной перевозки, в том числе с использованием нескольких видов транспорта;

– не поименованных в абзаце пятом подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ услуг, оказываемых в рамках договора транспортной экспедиции, применение нулевой ставки по которым определено иными нормами п. 1 ст. 164 НК РФ.

Из разъяснений Минфина России следует, что если услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок оказываются налогоплательщиком, владеющим железнодорожным подвижным составом не на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга), оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, которые не поименованы в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги подлежат обложению НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке в размере 18% (письмо Минфина России от 09.02.2012 г. № 03-07-08/34; смотрите также письма Минфина России от 22.04.2013 г. № 03-07-08/13926, от 11.08.2011 г. № 03-07-08/258).

Суды также указывают на то, что законом из всех возможных услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для международных перевозок только услуги, которые оказываются собственниками или арендаторами этого подвижного состава (контейнеров), отнесены к облагаемым ставкой 0%, следовательно, услуги по предоставлению подвижного состава не собственниками и не арендаторами в силу п. 3 ст. 164 НК РФ подлежат обложению по ставке 18% (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 г. № 04АП-3138/12).

Если исходить из указанной логики, то поскольку в рассматриваемой ситуации в рамках договоров транспортной экспедиции услуги по предоставлению вагонов под погрузку оказываются налогоплательщиком, владеющим железнодорожным подвижным составом не на праве собственности или на праве аренды, а также данные услуги не поименованы в перечне транспортно-экспедиционных услуг, установленных подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, мы полагаем, что оснований для применения ставки НДС в размере 0% не возникает и реализация таких услуг облагаются НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

В том же случае, если экспедитор будет получать вагоны по договору аренды (субаренды) (глава 34 ГК РФ), принимая во внимание соответствующие отличия, обозначенные в п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729, то применение ставки НДС в размере 0% при реализации таких услуг будет правомерным.

К сведению:

В случае, если заключаемые в рассматриваемой ситуации договоры транспортной экспедиции содержали бы признаки посреднических договоров (как то, например, перевыставление расходов клиентам, разделение цены договора на возмещаемые затраты и вознаграждение экспедитора), то в налоговую базу по НДС у экспедитора включалась бы лишь сумма его вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ).

taxpravo.ru

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/oratorprofi.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 942 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/oratorprofi.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 975

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о