Административная ответственность предпринимателей
Административная ответственность индивидуальных предпринимателей может наступить по нескольким десяткам оснований. Чем отличается ответственность предпринимателей от ответственности директоров и юрлиц (и отличается ли), разберемся вместе.
Виды и основания ответственности ИП
Административная ответственность предпринимателей регулируется Кодексом об административных правонарушениях РФ. Однако это не единственный вид ответственности — например, налоговые штрафы к административной ответственности не относятся.
Итак, посмотрим, к какой ответственности может бытьпривлечен ИП:
- Во-первых, к гражданско-правовой — по обязательствам перед кредиторами. Такую ответственность он несет всем своим имуществом в соответствии со ст. 24 Гражданского кодекса РФ.
- Во-вторых, к ответственности за нарушение трудового законодательства. На ИП-работодателя распространяются требования Трудового кодекса РФ и других актов.
- В-третьих, к налоговой — за несвоевременно сданную отчетность, уплату налогов или других обязательных платежей (см., например, ст. 122 Налогового кодекса РФ). О налогах, которые платят ИП, читайте готовое решение КонсультантПлюс. Здесь можно оформить бесплатный доступ к системе КонсультантПлюс на 2 дня.
- В-четвертых, к административной. Правонарушения и наказания в этом случае мы рассмотрим в настоящей статье чуть позже.
- И наконец, к уголовной. Она наступает за деяние, ущерб при котором крупный или особо крупный (для разных преступлений установлен разный стоимостной предел).
Об имущественной ответственности перед контрагентами и работниками можно прочитать в статье «Как определяется имущественная ответственность предпринимателя?».
ИП по КоАП — это физическое или юридическое лицо?
В КоАП индивидуальный предприниматель упоминается 4 способами:
- Как должностное лицо.
ИП является должностным лицом по умолчанию согласно ст. 2.4 КоАП.
- Индивидуальный предприниматель. Используется только в некоторых статьях, например в ст. 14.46.2 КоАП.
- Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Так говорится в нормах, где отдельное наказание предусмотрено для должностных лиц (руководителей организаций, госслужащих) и для ИП (см., например, ст. 5.27 или 14.4 КоАП).
- Юридическое лицо. Им предприниматель считается, если он совершил правонарушения, перечисленные в ст. 15.27 и гл. 18 КоАП. Такое правило установлено ст. 15.27 и 18.1 указанного акта.
Таким образом, ИП несет ответственность по КоАП РФ в основном как должностное лицо и в специально указанных случаях как предприниматель, юридическое лицо.
В период пандемии ИП может быть оштрафован за нарушение режима повышенной готовности.
Хотите узнать по какой статье оштрафовали предпринимателя и на какую сумму? Нажмите на текст в оранжевой рамке — вы перейдете в обзор судебной практики в связи с коронавирусом, подготовленный системой КонсультантПлюс. Чтобы пользоваться системой, нужно запросить прайс-лист. Попробовать работать в КонсультантПлюс можно, подключив бесплатный пробный доступ.
За какие правонарушения ИП предусмотрена административная ответственность
Условно все правонарушения, которые может совершить предприниматель, можно разделить на 3 группы:
- Правонарушения, связанные с организацией деятельности: несоблюдение правил регистрации ИП, получения лицензии, ведения кассовых операций, нарушения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, экологического законодательства и т. п.
- Правонарушения, связанные с самой деятельностью: продажа некачественного товара, недобросовестная конкуренция, обман потребителей, несоблюдение закона о защите прав потребителей и т. д.
- Правонарушения, связанные с трудовыми отношениями.
ИП, нанимающий людей, становится налоговым агентом и страхователем, а также лицом, обязанным предоставить безопасное рабочее место. Поэтому при неоформлении работника, непроведении с ним инструктажа, неотчислении за него страховых взносов, невыплате заработной платы и других подобных правонарушениях предприниматель привлекается к административной ответственности по ст. 5.27–5.34 КоАП.
Срок давности привлечения к ответственности ИП, его наказание
Срок давности привлечения предпринимателей к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП:
- 2 месяца в общем случае;
- 3 месяца, если дело рассматривается судьей.
Кроме того, ст. 4.5 предусматривает специальные сроки, например 2 года за нарушение законодательства о бухучете.
В п. 14 ПП ВС РФ от 24.03.2005 № 5 уточняется, что:
- Отсчет срока давности начинается со дня, следующего за днем совершения правонарушения.
- Если форма правонарушения — бездействие, отсчет начинается со дня, следующего за последним днем периода, в котором должна была быть исполнена обязанность.
- При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения и составления должностным лицом протокола.
Если дознаватель или следователь не усмотрел в совершенном деянии признаков преступления и отказал в возбуждении уголовного дела (на это рассмотрение/решение им дается 3 дня в соответствии со ст. 144 УПК РФ), то отсчет срока для привлечения к административной ответственности начнется со дня совершения правонарушения (ч. 4 ст. 4.5 КоАП).
Превалирующая часть наказаний за административные правонарушения — это наложение штрафа на ИП.
Другим видом наказания может быть административное приостановление деятельности и дисквалификация ИП.
Приостановление и дисквалификация назначаются только судьей (ч. 1 ст. 3.11, ч. 1 ст. 3.12 КоАП).
Отметим, что для ИП, которые зарегистрированы как малые или средние предприниматели, продлен срок уплаты административных штрафов — читайте подробнее.
Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности
Предприниматель, не согласный с основанием привлечения к ответственности или назначенной мерой наказания, вправе обжаловать вынесенное должностным лицом или судом постановление (ст. 30.1 КоАП):
- Если акт был издан в связи с нарушением ИП трудового законодательства, то он обжалуется через вышестоящую инстанцию или в суде общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ, п. 1 ПП ВС РФ от 17.03.2004 № 2).
- Если правонарушение вытекает из предпринимательской деятельности, то обжалование решения о привлечении к ответственности происходит соответственно в вышестоящем административном органе или арбитражном суде (ч. 3 ст. 30.1 КоАП, ст. 207 АПК РФ).
На подачу заявления дается 10 дней со дня получения постановления. Суд выбирается заявителем: по месту своего жительства или местонахождению органа, чье решение оспаривается.
Суд рассматривает дело об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя в течение 2 месяцев, его решение вступает в силу через 10 дней после принятия.
Если было принято решение об отказе в удовлетворении требований, то со дня начала действия акта суда начинает действовать постановление о привлечении к ответственности (п. 14 ПП ВАС от 02.06.2004 № 10).
***
Таким образом, оснований для привлечения к административной ответственности индивидуальных предпринимателей множество. Самый распространенный вид наказания — это штраф.
Постановления выносят должностные лица контролирующих органов или суд в течение 2 или 3 месяцев после совершения ИП правонарушения. Обжаловать их можно в суде общей юрисдикции или арбитражном суде в зависимости от содержания правонарушения.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ЦПП • Проверки, осуществляемые контролирующими органами
Организация и проведение плановой проверки
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами контроля ежегодных планов. Затем Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте (www.prokuratura.omsk.ru/plan.html).
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.
Плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться 2 и более раза в 3 года.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.
Организация и проведение внеплановой проверки
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен (или есть такая угроза) вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Также предварительного уведомления о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется в случае проверки на предмет соблюдения запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.
Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Документарная проверка
Ее предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.
В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.
При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.
Выездная проверка
Ее предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа контроля, а также обязательного ознакомления юридического лица, индивидуального предпринимателя с распоряжением или приказом органа контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц; с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки; с видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов; со сроками и с условиями ее проведения.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны предоставить должностным лицам органа контроля возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ на территорию, в используемые здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Срок проведения проверки
Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий – не более чем на 15 часов.
Ограничения при проведении проверки
При проведении проверки должностные лица органа контроля не вправе:
1) проверять выполнение установленных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющего органа;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя (уполномоченного представителя) юридического лица, индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя), за исключением случая проведения такой проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции и др., если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления соответствующих протоколов и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, техническими регламентами и т. д.;
5) распространять полученную информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением предусмотренных законом случаев;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Порядок оформления результатов проверки
По результатам проверки должностными лицами органа контроля, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах, к которому прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников юридического лица и индивидуального предпринимателя, ответственных за нарушение установленных требований, предписания об устранении выявленных нарушений. Один из экземпляров акта вручается юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме.
В этом журнале должностными лицами контролирующего органа осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая:
1. Наименование контролирующего органа,
2. Даты начала и окончания проверки, время ее проведения,
3. Правовые основания, цели, задачи и предмет проверки,
4. Выявленные нарушения и выданные предписания
5. Фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводящих проверку, их подписи.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган контроля в письменной форме возражения.
Меры, принимаемые органами контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки
В случае выявления нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований должностные лица органа контроля, проводившие проверку, в пределах своих полномочий обязаны:
1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Если установлено, что деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций или такой вред причинен, орган контроля обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.
Индивидуальный предприниматель = юридическое лицо? — Bankir.Ru
Граждане вправе осуществлять предпринимательскую деятельность как индивидуально, так и коллективно, с образованием юридического лица. Но установленный законодательством режим предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц во многом не совпадает. На этом сказываются различия в природе каждого их субъектов права. Недопустимо распостранять на индивидуальных предпринимателей все те правила, которые установлены для юридических лиц. // Аким Акимов, юрисконсульт филиала ОАО “Леспромбанк”, г. Махачкала. Специально для Банкир.Ру
В статье 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлены виды операций, подлежащих обязательному контролю со стороны установленных в законе субъектов. Среди этих операций имеются такие, которые подлежат обязательному контролю, если осуществляются юридическими лицами. Так, подлежат контролю: снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.
В практике кредитных организаций возник вопрос вопрос: распространяются ли требования Федерального закона № 115-ФЗ в отношении аналогичных операций, осуществляемых физическими лицами — индивидуальными предпринимателями? Банк России в пункте 3 Информационного письма от 21 августа 2002 г. N 1 «По вопросам применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» высказал мнение, что распостраняется. В обоснование своего вывода ЦБ РФ сослался на пункт 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, который гласит, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.
При проведении проверок кредитных организаций инспекционными подразделениями Банка России должностные лица, проводящие проверку, высказывают претензии к кредитной организации, если последняя не осуществляет обязательного контроля в отношении операций, относительно которых закон № 115-ФЗ говорит только о юридических лицах. Аргумент – упомянутое письмо Банка России. А ведь неисполнение кредитной организацией обязанностей, возложенных на нее законом № 115-ФЗ, является основанием применения к ней мер ответственности, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций (ст. 13 закона).
Конечно, информационное письмо не является нормативным актом банка России в силу статьи 7 ФЗ «О Банке России» и не обязательно к применению. Но само по себе подобное толкование пункта 3 ст. 23 ГК, вызывает решительные возражения.
Вообще, правило пункта 3 ст. 23 ГК не разъясняется должным образом в юридической литературе, в связи с чем позволю себе дать небольшой комментарий к нему. Прежде всего, полагаю необходимым обратиться к кругу тех общественных отношений, которые регулируются Гражданским кодексом и иными актами гражданского законодательства. Согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В силу ст. 2 ГК гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Из статьи 2 закона № 115-ФЗ следует, что закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. И эти отношения, вне всякого сомнения, не являются гражданскими по своей природе и не регулируются гражданским законодательством. Это публичные, властные по сути правоотношения.
Таким образом, действие п. 3 ст. 23 ГК не может выходить, по общему правилу, за пределы частного права. Кроме того, в статье 23 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что «к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации…». Обратите внимание, применяются правила самого ГК РФ, а не других законов! Пример – распостранение на предпринимателей нормы абзаца второго пункта 1 ст. 49 ГК РФ об общей правоспособности коммерческих организаций. В ГК можно также обнаружить еще несколько правил, соответствующих требованию п. 3 ст. 23 ГК.
Так, в силу ст. 426 ГК РФ коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда в отношениях между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ).
Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (п. 1 ст. 789). В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида (ст. 825). В договоре хранения, в котором хранителем является коммерческая организация либо некоммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель), может быть предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок (п. 2 ст. 886).
А вот мнение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащееся в пункте 3 Постановления от 24марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» представляется сомнительным с правовой точки зрения. Напомню читателю, Пленум ВАС с опорой на пункт 3 статьи 23 ГК признал, что индивидуальные предприниматели, как и юридические лица, не имеют право на бесплатную приватизацию земельного участка, предоставленного им для осуществления предпринимательской деятельности, на безвозмездной основе. Интересно, какое правило ГК о режиме деятельности коммерческих организаций здесь применено?
Итак, можно сделать вывод, что это правило не должно выходить за пределы правил ГК РФ. Оно имеет фактически очень ограниченную сферу применения даже в рамках Гражданского кодекса, так как существо отношений с участием физического лица-предпринимателя дает о себе знать. Механическое распостранение любых правовых норм, в которых упоминаются юридические лица, на индивидуальных предпринимателей не соответствует назначению п. 3 ст. 23 ГК РФ. Ну и уж совсем недопустимо применять это правило, когда речь идет о публичных обязанностях и ограничениях субъектов предпринимательской деятельности. Кстати, такое понимание нормы распостранено в деятельности контролирующих органов. Так, суды не разделяют мнение контролирующих органов об обязанности предпринимателей соблюдать ограничения, установленные для юридических лиц Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40)
В подобных случаях, исходя из общеправовых принципов, необходимо буквальное толкование закона.
Международное юридическое лицо | Исландский центр по правам человека
Международное право основано на правилах, установленных государствами для государств. Государства суверенны и равны в своих отношениях и, таким образом, могут добровольно создавать или соглашаться соблюдать юридически обязательные правила, обычно в форме договора или конвенции. Подписывая и ратифицируя договоры, государства добровольно вступают в правовые договорные отношения с другими государствами — участниками конкретного договора, соблюдение которых обычно контролируется взаимными последствиями несоблюдения.Способность государств вступать в такие отношения с другими государствами и создавать для себя юридически обязательные правила является результатом международной правосубъектности государств , прерогативы, приписываемой всем суверенным государствам.
В начале 18 века только суверенные государства считались обладающими международной правосубъектностью и, следовательно, единственными субъектами, обладающими правами и обязанностями в соответствии с международным правом. Таким образом, государства были (и остаются в значительной степени) всемогущими создателями международного права, которое, в свою очередь, в первую очередь касалось государств и их поведения на международном уровне. Физические лица, международные организации (МО) и другие негосударственные субъекты (НГБ) не имеют отношения к международному праву, поскольку они лишены международной правосубъектности, что является предпосылкой для способности иметь международные права и / или обязательства.
Однако с глобализацией международное право и международные отношения быстро расширялись, усложняясь: новые технологии делали мир меньше и более взаимосвязанным, возникали новые глобальные угрозы, с которыми невозможно было бороться, если только не сотрудничал с государством, на международном форуме появлялись новые игроки, такие как различные IO и NSA.Это развитие и сдвиги в международных отношениях сильно повлияли на международное право, в результате чего государства перестали быть единственными игроками на международной арене и, следовательно, больше не единственными субъектами международного права.
В историческом деле 1949 года Международный Суд (МС) установил, что МО, в данном случае Организация Объединенных Наций (ООН), действительно могут иметь международную правосубъектность и, следовательно, иметь права и обязанности в соответствии с международным правом. Международный суд юстиции утверждал, что международная правосубъектность ООН вытекает из Устава ООН и данного мандата и функций организации, поскольку без этого ООН не могла бы выполнять те задачи, которые требовались Уставом ООН.
После Второй мировой войны Совет Безопасности учредил два международных трибунала ad hoc в попытке привлечь к ответственности за военные преступления, совершенные во время войны. Трибуналы Нюрнберга и Токио подтвердили, что при определенных обстоятельствах физические лица могут обладать правосубъектностью в соответствии с международным правом и иметь права и обязанности непосредственно в соответствии с международным правом, в частности гуманитарным правом (HL) и правом прав человека (HRL). Впервые в истории международного права люди были привлечены к ответственности за такие международные преступления, как военные преступления и преступления против человечности, запрещенные обычным международным правом, а также несколькими международными конвенциями.
Международная ответственность физических лиц впоследствии была подтверждена на многочисленных счетах различными судами, такими как Международный уголовный трибунал Организации Объединенных Наций по бывшей Югославии и Руанде, специально учрежденный Советом Безопасности ООН для судебного преследования лиц, ответственных за военные преступления, преступления против человечности и геноцид. по международному праву.
Процедура привлечения лиц к международной ответственности за международные преступления стала окончательно постоянной с учреждением Международного уголовного суда (МУС), регулируемого Римским статутом, вступившим в силу в 2002 году.Мандат судов заключается в преследовании лиц в соответствии с международным правом за такие преступления, как геноцид, военные преступления и преступления против человечности. В настоящее время участниками Римского статута является 121 государство.
Как насчет прав людей по международному праву? Могут ли люди, Джон и Джейн, иметь права в соответствии с международным правом и, более того, добиваться справедливости в случае нарушения их прав?
Обращение с физическими лицами на иностранной территории на протяжении десятилетий регулируется международным обычным правом, а также конвенциями.Такие правила защищают собственных граждан государства, когда они находятся на чужой территории, от незаконных действий иностранного государства. Таким образом, например, если гражданин из страны A будет жить и вести бизнес на территории государства B, а государство B незаконно конфискует активы и бизнес гражданина страны A, государство A может привлечь государство B к ответственности в соответствии с международным правом перед Международным судом (см. Корпус Diallo ). Будет ли государство A привлекать государство B к рассмотрению в Международном суде (или другом региональном или международном суде), полностью зависит от государства A без какого-либо учета пожеланий гражданина.
Это проистекает из государственного суверенитета и постепенно уменьшающегося принципа невмешательства во внутренние дела государства. Несколько десятилетий назад то, как правительство будет обращаться со своими собственными гражданами, было исключительно внутренним делом или внутренним делом, которое никоим образом не касалось других суверенных государств, не говоря уже о остальном международном сообществе. В течение десятилетий завеса суверенитета государств казалась непроницаемой, пока международное и региональное право в области прав человека не приобрело глобальное признание с беспрецедентной скоростью.
Появление международного права прав человека, однако, изменило неприкосновенность государственного суверенитета и наложило определенные международные обязательства на государства по уважению, защите и соблюдению прав человека всех людей на своей территории. Кроме того, в международном праве прав человека были созданы механизмы мягкого (процедура подачи жалоб в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах), а региональное право прав человека пошло еще дальше, создав механизм жесткого правоприменения суда по правам человека, способного выносить юридически обязательные решения о том, нарушило ли государство Европейскую конвенцию о правах человека.
Понятие юридического лица в соответствии с международным правом
« Международное публичное право — это та система права, которая в первую очередь касается отношений между государствами ». [1] Система состоит из субъектов, обладающих правосубъектностью в большей или меньшей степени. « Субъект международного права может быть определен как субъект, способный обладать международными правами и обязанностями и способный защищать свои права путем предъявления международных требований » [2] , хотя некоторые авторы сомневаются в том, что « служит ли доктрина субъектов с полезным назначением любой плинт р ». [3] Традиционно это государство было единственным субъектом международного права. Однако «сегодня принято, что этот предмет распространяется на права и обязанности международных организаций [4] , компаний [5] и физических лиц [6] ». [7]
Широко признано, что признанные и независимые государства обладают неограниченной правосубъектностью. Для государственности четыре требования: постоянное население [8] ; территория [9] ; правительство [10] ; и способность вступать в отношения с другими государствами. [11] Признание государства является важным фактором, указывающим на существование правосубъектности, но не окончательным [12] . Кажется, что большинство государственных образований можно классифицировать как субъекты международного права, однако маловероятно, чтобы широко непризнанное государство было названо таковым. В случае исчезновения государства [13] , новое, возникающее на его месте, либо продолжит свою предшествующую личность [14] , либо приобретет новую [15] .
В случае федеративных государств центральное правительство обычно отвечает за международные отношения, но в некоторых федерациях компонентному государству разрешено вступать в отношения с иностранными государствами. [16] Миниатюрные государства, такие как Монако, несмотря на их очень маленькое население, « были признаны обладающими полной международной правосубъектностью» . [17] Более того, Sui Generis Организация Холли Престола пользуется статусом наблюдателя в Организации Объединенных Наций, включая все права полноправного членства, за исключением голосования и выдвижения кандидатов [18] , она также заключает двусторонние соглашения с другими государствами, такими как конкордаты [19] .Точно так же итальянская судебная система [20] признала Суверенный военный Мальтийский орден госпитальеров в качестве суверенного образования. [21] С другой стороны, территории под кондоминиумом, такие как залив Фонсека, [22] , не являются субъектами международного права. [23]
«Государству Палестина» отказано в статусе государства, поскольку оно не контролирует какой-либо участок земли. [24] Однако освободительные движения, такие как Организация освобождения Палестины, обладают определенной степенью правосубъектности, [25] , которая была признана Судом [26] , а также ООН [27] , которому предоставлен статус наблюдателя ООП. [28] Похоже, принцип самоопределения узаконивает не только подобные движения, но и некоторые группы повстанцев. [29]
Число международных правительственных организаций стремительно росло после Второй мировой войны. Эти органы создаются государствами и наделены определенной автономией для реализации общих целей. [30] Международный Суд постановил, что МПО может обладать правосубъектностью [31] .Согласно объективному подходу, [32] правосубъектность может быть определена при соблюдении определенных требований. [33] После создания юридического лица МПО оно пользуется определенными правами и привилегиями [34] , а также, как в случае Международного совета по олову, [35] может нести ответственность за невыполнение своего обязательства. [36] Хотя международные организации создаются на основе договоров, [37] общепринятым подходом является то, что личность такой организации является « объективной и противопоставленной нечленам». [38]
« Ключевым фактором, отличающим международные межправительственные организации, такие как ООН … от международных неправительственных организаций, таких как Amnesty International …, является то, что первые состоят преимущественно из государств (и других межправительственных организаций), в то время как вторые состоят из частных предприятий, хотя действуют более чем в одной стране ». [39] Различные НПО внесли свой вклад в создание международного права, особенно в области прав человека и защиты окружающей среды. [40] В соответствии с резолюцией 1968 года, [41] Экономическому и Социальному Совету ООН разрешено предоставлять консультативный статус таким НПО. [42] Международный комитет Красного Креста, вероятно, самая престижная неправительственная организация. В деле Обвинитель против Симича [43] Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии признал МККК обладающим международной правосубъектностью, аналогичной той, которая была у Организации Объединенных Наций [44] .Его важность также признана в Женевских конвенциях 1949 [45] , согласно которым государства обязаны сотрудничать с МККК во время потенциального конфликта. [46] Более того, согласно некоторым договорам [47] , НПО уполномочены предоставлять информацию международным органам, если государство отказывается это делать. [48] С другой стороны, кажется, что в рамках международного правопорядка деятельность лоббистов и групп давления остается их главной ролью. Некоторые авторы утверждают, что даже если некоторые организации могут даже возбудить дело против государства в национальных судах, [49] , кроме МККК, никакая другая НПО « не признана субъектом международного права». [50] Это может иметь место в первую очередь потому, что действия НПО находятся под контролем государств как основных действующих лиц в международном праве. [51]
[…]
[1] О’Брайен Дж. Международное право (Кавендиш Паблишинг Лимитед, Лондон, 2001 г.), 1
[2] Качоровска А. Международное публичное право (Routledge, Abingdon 2010), 176
[3] Парлетт К. «Индивидуальные и структурные изменения в международной правовой системе» (2012) Кембриджский журнал международного и сравнительного права, Том 1 / Выпуск 3, стр.60-80
[4] Репатриация лиц, получивших травмы на службе в Организации Объединенных Наций (1949 год) ICJ 174; 16 318 турецких рупий
[5] Например, Тексако Оверсиз Петролеум Компани против Ливийской Арабской Республики 53 ILR [1977] 389
[6] Например, Прокурор против Фурунджии 38 ILM 317 [1999] Дело № IT-95-17 / 1-T
[7] О’Брайен Дж. Международное право (Кавендиш Паблишинг Лимитед, Лондон, 2001 г.), 1
[8] Например,«Кочевых племен без каких-либо устойчивых территориальных связей будет недостаточно» (Западная Сахара (консультативное заключение) [1975] ICJ 3, найденный в O’Brien J. International Law (Cavendish Publishing Limited, Лондон 2001) на 140)
[9] Территория не требует точного определения, она также может быть предметом спора между государствами: например, Израиль (найден О’Брайеном Дж. Международным правом (Кавендиш Паблишинг Лимитед, Лондон, 2001), 140)
[10] Однако в Сомали не было правительства в 90-е годы, но она не уступила статусу государства, возможно, из-за презумпции преемственности государства, которая подразумевала, что в какой-то момент в Сомали будет существовать правительство. будущее (Эванс М.Международное право (Oxford University Press, Oxford 2006), 239)
[11] Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств, статья 1 (1), 1933 г.
[12] Тайвань, называющий себя Китайской Республикой, которая удовлетворяет всем критериям государственности и поддерживает отношения с другими государствами, а также является стороной различных международных соглашений, может быть охарактеризована как обладающая частичной правосубъектностью, хотя и не признанная отдельное состояние.(Качоровска А. Международное публичное право (Routledge, Abingdon 2010), стр. 201)
[13] Исчезновение государства никогда не может быть следствием применения незаконной силы, а скорее результатом слияния и присоединения или роспуска. (Шоу М. Международное право (Cambridge University Press, Cambrigde 2003), стр.186)
[14] Например, Российская Федерация обладает правосубъектностью бывшего Советского Союза (например, председатель Совета Безопасности ООН)
[15] Например, после распада Социалистической Федеративной Республики Югославии в начале 90-х годов Сербия и Черногория была вынуждена подать заявку на место в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, даже если она назвала себя Федеративной Республикой Югославия. (Резолюция Совета Безопасности 777 1992, цитируется в Диксон М. и Маккоркодейл Р. Дела и материалы по международному праву (Blackstone Press Limited, Лондон, 2000), стр. 140)
[16] Это можно проиллюстрировать тем фактом, что Украинская ССР и Белорусская ССР финансировали членов Организации Объединенных Наций в 1945 году вместе с СССР, хотя в то время оба составляли неотъемлемые части Советского Союза. Для этого требовалась некоторая ограниченная степень правосубъектности. (Качоровска А. Международное публичное право (Routledge, Abingdon 2010), 192)
[17] Качоровска А.Международное публичное право (Routledge, Abingdon 2010), 179
[18] Резолюция Генеральной Ассамблеи 58/314 2004
[19] Например, Конкордат между Святым Престолом и Португалией 2004 г.
[20] Скарфо против Суверенного Мальтийского ордена [1957] 24 ILR 1 Римский трибунал
[21] Диксон М. и Маккоркодейл Р. Дела и материалы по международному праву (Blackstone Press Limited, Лондон, 2000 г.), тел. 159
[22] Дело, касающееся спора о сухопутных, островных и морских границах (Сальвадор / Гондурас, вмешательство Никарагуа) [1992] ICJ
[23] указ.соч. № 17
[24] О’Брайен Дж. Международное право (Кавендиш Паблишинг Лимитед, Лондон, 2001 г.), 140
[25] Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г.
[26] Арафат и Салах RDI, 69 [1986] Итальянский Corte di Cassazione
[27] Резолюция 3237 (XXIX) Генеральной Ассамблеи 1974 г.
[28] Кассез А. Международное право (Oxford University Press, Oxford 2001) на 76
[29] Ограниченная правосубъектность может быть приобретена некоторыми повстанческими группами, которым государство, против которого они сражаются, предоставило признание войны, в результате чего конфликт регулируется законами войны, такими как Гаагские конвенции 1899 года и 1907 (Международный Кассез А. Международное право (Oxford University Press, Oxford 2001) 67)
[30] Консультативное заключение о законности применения ядерного оружия в вооруженном конфликте Доклады Международного суда [1996], цитируемые в Cassese A. International Law (Oxford University Press, Oxford 2001) at 70
[31] указ. соч. № 4
[32] Принимая во внимание, что индуктивный подход предусматривает, что правосубъектность может подразумеваться из полномочий, которыми наделена организация, но она будет обладать правосубъектностью только в том случае, если учредитель так пожелал.(Эванс М. Международное право (Oxford University Press, Oxford, 2006), 282)
[33] Это должно быть постоянное объединение государств, предназначенное для достижения определенных целей, обладающее административными органами и обладающее властью, отличной от власти государств-членов, в то время как его компетенция должна осуществляться на международном уровне, а не ограничиваться национальными системы только своих государств-членов (Kaczorowska A. Public International Law (Routledge, Abingdon 2010) at 204)
[34] Он имеет право заключать международные соглашения с государствами, не являющимися членами, право на иммунитет от юрисдикции государственных судов, право на защиту своих агентов и служащих в третьих государствах, когда они действуют в своем официальном качестве, а также право на предъявлять международные претензии.(Кассез А. Международное право (Oxford University Press, Oxford 2001), стр. 74)
[35] Re Международный совет по олову [1988] 3 Все ER 257 (CA)
[36] Эванс М. Международное право (Oxford University Press, Oxford, 2006), 283
[37] Договоры связывают только их стороны (Венская конвенция о праве договоров 1969 года, статья 34)
[38] Эванс М. Международное право (Oxford University Press, Oxford, 2006), 284
[39] Эванс М. Международное право (Oxford University Press, Oxford 2006), 279
[40] Совет Европы признает, что «международные неправительственные организации выполняют работу, имеющую значение для международного сообщества», поэтому установил правила, устанавливающие условия для признания правосубъектности этих организаций, чтобы облегчить их деятельность на европейском уровне ». (Европейская конвенция о признании юридического лица международных неправительственных организаций, CETS No.: 124, преамбула)
[41] Резолюция 1296 (XLIV) 1968 Экономического и Социального Совета
[42] Качоровска А. Международное публичное право (Routledge, Abingdon 2010) at 215
[43] Обвинитель против Благое Симича, Милана Симича, Мирослава Тадича, Стевана Тодоровича и Симо Зарича [1999] Дело № IT-95-9-PT
[44] указ. соч. № 42
[45] Конвенция об обращении с военнопленными, статья 81
[46] Эванс М.Международное право (Oxford University Press, Oxford 2006), 324
.[47] Например, Конвенция о правах ребенка, статья 45
[48] Эванс М. Международное право (Oxford University Press, Oxford, 2006), 325
[49] Гринпис Инк (США) против Государства Франция, 946 F.Supp. 773 [1996]
[50] Качоровска А. Международное публичное право (Routledge, Abingdon 2010) at 216
[51] Эванс М.Международное право (Oxford University Press, Oxford 2006), 326
Некоторые замечания о международной правосубъектности физических лиц в JSTOR
Abstract В статье анализируется переход от системы международного права, ориентированной на государство, к системе, в которой другие субъекты, такие как межправительственные организации и физические лица, входят в сферу международной правосубъектности. Основное внимание уделяется влиянию развития прав человека и возникновения индивидуальной уголовной ответственности на международную правосубъектность человека. Несмотря на значительные изменения в сфере международной правосубъектности, большинство по-прежнему считает, что физические лица не получили статуса субъектов международного права. Этот вывод основан на представлении о том, что отдельные лица, обладая правами и обязанностями по международному праву, приобретают некоторую форму международной правосубъектности в определенных областях, но именно государства делают это возможным. Насколько это верно, следует должным образом признать растущую роль личности в международном праве.Хотя люди вряд ли когда-либо станут субъектами международного права наравне с государствами, такая идентичность не является необходимой для их признания в качестве субъектов международного права.
Публикация CILSA была инициирована в 1968 году тогдашним Институтом иностранного и сравнительного права. Публикация была продолжена Центром иностранного и сравнительного права (как он известен сегодня) под эгидой Департамента государственного, конституционного и международного права Университета Южной Африки. Целью журнала было и остается стимулирование исследований. в сравнительные и международные аспекты права среди южноафриканских исследователей.В число участников CILSA регулярно входят ведущие ученые со всего мира. CILSA — это рецензируемое научное издание с международной базой подписки. Журнал выходит три раза в год (март, июль и ноябрь).
Информация об издателе Институт международного и сравнительного права в Африке (ICLA) — это исследовательский институт, расположенный на юридическом факультете Университета Претории. ICLA была основана в начале 2011 года и расположена в отреставрированном двухэтажном доме рядом с юридическим корпусом в кампусе Хатфилда.Институт хранит обширную коллекцию антикварной мебели и искусства, а также служит музеем Христо Кутзее. Опираясь на обширные сети, которые факультет создал в течение многих лет в Африке и за ее пределами, цель ICLA — стать местом прибытия для тех, кто хочет участвовать в юридических исследованиях и правовой реформе в Африке, включая сравнительное или международное право на продвинутый уровень.
В какой степени международные организации обладают международной юридической личностью? Автор: Ннеома Удеарири :: SSRN
7 стр. Размещено: 7 мая 2012 г.
Дата написания: 15 сентября 2011 г.
Абстрактные
Субъект международного права — это «субъект, способный обладать международными правами и обязанностями и наделенный способностью предпринимать правовые действия в международном плане».В прошлом государства считались единственными субъектами международного права и единственными юридическими лицами, обладающими всей совокупностью прав и обязанностей, признанных международным правом. С развитием международного права, особенно с созданием ООН, появились другие негосударственные субъекты, такие как международные организации, и стало ясно, что государства — не единственные субъекты международного права. В какой степени эти международные организации обладают международной правосубъектностью? В данной статье исследуется степень международной правосубъектности международных организаций путем первоначального обсуждения значения и типов международных организаций; с учетом концепции правосубъектности и критериев международной правосубъектности международных организаций; и, наконец, путем определения объема правосубъектности международных организаций, их прав и обязанностей, а также наличия у них объективной правосубъектности.
Ключевые слова: Международные организации, юридическое лицо
Рекомендуемое цитирование: Предлагаемая ссылка
Обзор международного права :: Justia
Что такое международное право?
Международное право, обычно называемое «международным публичным правом», регулирует отношения и деятельность между странами. Он также содержит правила, касающиеся деятельности международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций. Кроме того, он регулирует режим государства с физическими и юридическими лицами (то есть с физическими лицами, такими как корпорация, ассоциация или товарищество).
Международное право отличается от «международного частного права» (также известного как «коллизионное право»), которое регулирует отношения между физическими и юридическими лицами из разных стран.
Обратите внимание, что международное право относится к нациям как к суверенным государствам.В этом контексте суверенные государства не означают государства внутри нации. Более того, в Соединенных Штатах отдельные штаты не имеют полномочий участвовать в международных сделках. Конституция США прямо запрещает штатам это право и наделяет его федеральным правительством. (Закон США, статья I, § 10).
Международное право охватывает несколько областей, таких как международная торговля, создание и распад государств, применение силы (относительно того, когда государство может инициировать силу против другого государства), вооруженный конфликт («гуманитарное право», которое регулирует, как государство проводит вооруженный конфликт), права человека (закрепленные в нескольких международных документах, таких как Декларация прав человека), беженцы, преступления, окружающая среда, труд, море, воздушное пространство и почтовые услуги.
Как обеспечивается соблюдение международного права?
Международное право отличается от внутреннего права. В Соединенных Штатах федеральное правительство и правительство штатов обеспечивают соблюдение внутреннего американского законодательства. Однако с точки зрения международного права ни одно правительство или международная организация не обеспечивает соблюдение международного права. Хотя Совет Безопасности Организации Объединенных Наций может принимать меры, санкционирующие принудительное исполнение, правоохранительный орган, предусмотренный (статья 43) для выполнения таких мер, так и не материализовался из-за неспособности государств-членов предоставить необходимые ресурсы (например, войска). (Правоприменительный орган не следует путать с существующими миротворческими силами Организации Объединенных Наций, функция которых заключается в поддержании мира и безопасности, , а не для обеспечения соблюдения нарушений международного права.)
Как разрешаются международные споры?
Международные споры иногда приводят к вооруженным конфликтам между государствами, несмотря на запрет агрессивной силы (то есть силы, не применяемой в целях самообороны) (Устав Организации Объединенных Наций, статья 2 (4)). Однако большинство споров между государствами разрешается мирным путем.Тихоокеанское урегулирование часто достигается дипломатическими средствами, когда государства добровольно соблюдают нормы международного права на фоне давления со стороны других государств. Другой механизм мирного урегулирования — это передача дела спорящими государствами в международный трибунал, суд или арбитраж.
Каковы источники международного права?
- Международные договоры
- Обычное право
- jus cogens (что означает «строгий закон» или «обязательный закон»)
- резолюции, принятые международными организациями (в некоторых случаях)
- в определенной степени решения международных трибуналов, судов и арбитражей (в зависимости от основного соглашения об арбитраже)
- некоторые общие принципы права
- судебных решений и научных трактатов (но только в качестве вспомогательных источников)
Международные соглашения (такие как договоры, конвенции, пакты и протоколы) между государствами являются старейшими источниками международного права.Самый ранний из известных договоров датируется 1380 годом до нашей эры, союзом хеттского царя Суппилулиума I и Азира Амурру (северная сирийская провинция Египетской империи).
Обычное право — это право, возникшее на основе практики государств, придерживающихся определенного обычая из чувства долга.
Jus cogens описывает императивные нормы международного права, отступление от которых по договору не допускается. (Венская конвенция о праве международных договоров, ст.53, 64). Например, страны не могут отказаться от закона, запрещающего рабство.
В особых случаях международные организации могут принять обязательный закон. Резолюции, принятые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций, могут иметь обязательную силу для государств-членов (статьи 41, 42, 48, 49). Примером такой резолюции является резолюция, предписывающая санкции против государства в ответ на нарушение международного права, которое угрожает международному миру и безопасности.
Заключения, вынесенные международными трибуналами (включая суды и арбитраж), составляют закон в той мере, в какой они являются обязательными для государств-участников судебного разбирательства. Такие решения не являются обязательными для государств, не являющихся сторонами, но могут служить для раскрытия состава международного права другим государствам и трибуналам.
Другие источники международного права могут быть выведены из источников, имеющихся в распоряжении Международного Суда («МС», также известный как «Всемирный суд», главный судебный орган Организации Объединенных Наций).В дополнение к уже упомянутым источникам, Мировой Суд может полагаться на общие правовые принципы, «признанные цивилизованными странами» при выводе международного права (Статут Международного Суда, ст. 38). Суд может также использовать в качестве вторичных источников «судебные решения и учения наиболее высококвалифицированных публицистов различных стран» при определении норм международного права (Статут Международного Суда, статья 38).
Ресурсы по международному праву
Последние разработки | Возмещение за травмы, понесенные на службе Организации Объединенных Наций
Возмещение за травмы, понесенные на службе в Организации Объединенных Наций
Обзор кейса
Вследствие убийства в сентябре 1948 года в Иерусалиме графа Фольке Бернадотта, Посредника Организации Объединенных Наций в Палестине, и других членов Миссии Организации Объединенных Наций в Палестине Генеральная Ассамблея спросила Суд, имеет ли Организация Объединенных Наций возможность предъявить международный иск к ответственному государству с целью получения возмещения за ущерб, причиненный Организации и потерпевшему. Если на этот вопрос был дан утвердительный ответ, то дополнительно был задан вопрос, каким образом действия, предпринятые Организацией Объединенных Наций, могут быть согласованы с такими правами, которыми может обладать государство, гражданином которого является жертва. В своем консультативном заключении от 11 апреля 1949 года Суд постановил, что Организация была предназначена для осуществления функций и прав, которые можно было объяснить только на основании обладания значительной степенью международной правосубъектности и способности действовать в международном плане.Отсюда следует, что Организация имеет право предъявить иск и придать ему характер международного иска о возмещении причиненного ей ущерба. Суд также заявил, что Организация может требовать возмещения не только ущерба, причиненного ей самой, но также и ущерба, понесенного потерпевшей или лицами, имеющими право на нее через него. Хотя, согласно традиционному правилу, дипломатическая защита должна осуществляться национальным государством, Организация должна рассматриваться в международном праве как обладающая полномочиями, которые, даже если они прямо не указаны в Уставе, возложены на Организацию как необходим для выполнения своих функций.Организации может потребоваться поручить своим агентам важные миссии в неспокойных частях мира. В таких случаях необходимо, чтобы агенты получали подходящую поддержку и защиту. Таким образом, суд установил, что Организация имеет право требовать надлежащего возмещения ущерба, включая также возмещение ущерба, понесенного потерпевшим или лицами, имеющими право на это через него. Риск возможной конкуренции между Организацией и национальным государством жертвы может быть устранен либо посредством общей конвенции, либо посредством конкретного соглашения в каждом отдельном случае.
Этот обзор предоставляется только для информации и никоим образом не предполагает ответственности Суда.
Запрос консультативного заключения
Письменные слушания
Устные слушания
Стенографический отчет 1949 г.
Прения, общественные заседания, состоявшиеся во Дворце мира в Гааге 7, 8 и 9 марта и 11 апреля 1949 г., председательствовал М. Басдеван.
Доступно в:
Исходный языкЗаказы
Консультативные заключения
Резюме консультативных заключений и приказов
пресс-релизы
Пресс-релиз 1949/6
1 марта 1949 г.
Возмещение ущерба, причиненного на службе Организации Объединенных Наций — публичные слушания начнутся 7 марта 1949 года.
Доступно в:
английский ФранцузскийПресс-релиз 1949/7
2 марта 1949 г.
Возмещение ущерба, причиненного на службе Организации Объединенных Наций — Список правительств, представивших письменные наблюдения
Доступно в:
английский ФранцузскийПресс-релиз 1949/10 г.
7 апреля 1949 г.
Возмещение ущерба, причиненного на службе Организации Объединенных Наций — Суд вынесет свое консультативное заключение 11 апреля 1949 года.
Доступно в:
английский ФранцузскийПресс-релиз 1949/12
11 апреля 1949 г.
Возмещение за травмы, понесенные на службе Организации Объединенных Наций — Консультативное заключение Суда от 11 апреля 1949 г.
Доступно в:
английский ФранцузскийПереписка
Почему заключение договоров с международной организацией отличается
Контракты между коммерческими организациями и международными организациями становятся все более распространенными.ISDA или кредитное соглашение с международной организацией, такой как, например, Европейский банк реконструкции и развития ( EBRD ), может показаться ничем не отличным от любой другой такой сделки с другой коммерческой организацией. Однако есть определенные соображения, которые необходимо учитывать при заключении контрактов с международными организациями. В этой статье освещаются основные вопросы, которые необходимо рассмотреть перед заключением договоров с международными организациями, с акцентом на способность организаций выполнять правовые действия, а также привилегии и иммунитеты, которые защищают их от судебного преследования или их активы от ареста.
Юридическое лицо
Перед заключением договора с международной организацией важно проверить учредительные документы международной организации, чтобы определить, обладает ли она: (а) правоспособностью заключать договор и (б) необходимой правосубъектностью для предъявления иска или предъявления иска. Например, статья 104 Устава ООН предусматривает, что ООН обладает такой правоспособностью, которая может быть необходима для выполнения своих функций. В других случаях позиция может быть не такой четкой, и может потребоваться изучить, можно ли сделать вывод о правосубъектности на основании функций международной организации.
Даже если правоспособность международной организации может быть установлена в соответствии с международным правом, может оказаться невозможным инициировать судебное разбирательство против этой организации в национальных судах. В частности, некоторые государства придерживаются дуалистической теории международного права и требуют, чтобы законодательство, позволяющее придать внутреннюю юридическую силу правам и обязательствам по международным договорам. Великобритания придерживается такого подхода, и правосубъектность международной организации должна быть особо признана национальным законодательством.В соответствии с Законом о международных организациях 1968 года ( IOA ) международная организация может быть объявлена Приказом в Совете (тип законодательного акта) как обладающая правоспособностью юридического лица в соответствии с английским законодательством. Например, ООН и Международный Суд получили статус юридического лица в соответствии с Распоряжением 1974/1261 ООН и Международного Суда (иммунитеты и привилегии) (Распоряжение ООН и МС ).
Однако позиция не всегда ясна.Если в соответствии с законом о признании международной организации в Совете не было принято приказа о признании международной организации, есть основания утверждать, что эта организация не является признанной международной организацией в соответствии с английским законодательством. В таких случаях важно учитывать, признана ли соответствующая организация в соответствии с другими уполномочивающими законодательными актами, такими как Закон о международном развитии 2002 года. Великобритания исторически относилась к международным организациям, которые не получили официального юридического признания через Приказ в Совете, как если бы они имели различную правосубъектность.Этот подход был одобрен английским судом в деле JH Rayner (Mincing Lane) Ltd , где суд отметил, что, поскольку законодательство, вводящее в действие договоры в Великобритании, было непоследовательным, есть веский аргумент в пользу того, что суды должны исходить из того, что Великобритания желает выполнить свои международные обязательства и, следовательно, признать статус международной организации как таковой, несмотря на отсутствие приказа в Совете.
После создания юридического лица национальное право будет применяться к международной организации, как если бы это было юридическое лицо в юрисдикции.Однако, в отличие от других юридических лиц, международные организации обычно пользуются определенными привилегиями и иммунитетами, которые обсуждаются ниже.
Привилегии и иммунитеты
Основные привилегии и иммунитеты, которыми обычно пользуются международные организации, — это иммунитет от юрисдикции и исполнения, неприкосновенность помещений и архивов, валютные и налоговые привилегии и свобода общения. Например, статья 105 Устава ООН предусматривает « таких привилегий и иммунитетов, которые необходимы для выполнения ее целей ».Впоследствии это привело к Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, которая гласит в Разделе 2:
.« Организация Объединенных Наций, ее собственность и активы, где бы и кем бы они ни находились, пользуются иммунитетом от всех форм судебного процесса, за исключением случаев, когда в каждом конкретном случае она прямо отказывается от иммунитета. »
Такие широкие иммунитеты оправдываются теорией «функциональной необходимости» — международные организации, их должностные лица и агенты пользуются такими иммунитетами, которые необходимы для их эффективного функционирования.Следовательно, эти привилегии и иммунитеты предназначены не для личной выгоды, а для эффективного функционирования организации.
Не все положения об иммунитете столь же обширны, как иммунитеты ООН. Например, в учредительных документах ЕБРР указывается, что « иск может быть предъявлен Банку только в суде соответствующей юрисдикции на территории государства-члена, в котором Банк имеет офис, назначил агента с целью оказания услуг или уведомление о процессе, или выпустил или гарантировал ценные бумаги .«Основание для ограничения иммунитета ЕБРР от юрисдикции кроется в его характере коммерческого кредитования, которое должно позволять сторонам договора подавать иски против ЕБРР за нарушение любых коммерческих контрактов. Однако при заключении контракта с международной организации, поскольку другие иммунитеты могут подорвать полезность судебного иска, например иммунитет активов от ареста. Также важно отметить, что некоторые международные организации могут не пользоваться какими-либо иммунитетами, а государства, особенно те, которые не являются ее членами, не могут обязан предоставить этим организациям какой-либо иммунитет.Преобладает мнение, что наделение международной организацией правосубъектностью подразумевает иммунитет, но это далеко не всегда признается национальными судами.
Существование привилегий и иммунитетов также должно рассматриваться с точки зрения национального законодательства. IOA и Закон 1945 года об иммунитетах международных организаций являются примерами имплементирующего законодательства в Великобритании и США, соответственно, где положения о расширении прав и возможностей применяются к указанным международным организациям посредством конкретных вторичных актов.Например, Постановление ООН и Международного суда является законодательным актом, который наделяет ООН и Международный суд привилегиями и иммунитетами, которые изложены в Законе о правах человека, который включает иммунитет от «иска и судебного процесса ».
Отказ от иммунитета
Если международная организация пользуется определенными иммунитетами, двумя основными способами ограничения объема таких иммунитетов являются: (a) узкое толкование любых иммунитетов при применении законодательства национальными судами, и (b) отказ от иммунитет международной организации.
Что касается применения иммунитетов национальными судами, можно отметить две основные тенденции. Во-первых, национальные суды, применяющие теорию «функциональной необходимости», могут быть готовы прийти к выводу, что никаких привилегий и иммунитетов не существует или от них отказались, если они не являются необходимыми для облегчения функций международной организации в соответствии с данным международным договором. Ученые отдают предпочтение тесту на функциональную необходимость. Во-вторых, развивающаяся тенденция среди некоторых стран, таких как Италия и США, заключается в принятии такого же подхода к международным организациям, как и к государствам, т.е.е. проводя различие между государственными актами (законы jure imperii ) и коммерческими (законы jure gestionis ). Идея заключается в том, что привилегии и иммунитеты не должны распространяться на коммерческие действия.
Наконец, международные организации имеют возможность отказаться от любых иммунитетов, которые они могут иметь при заключении коммерческих контрактов. Такой отказ должен быть явным, и следует принять во внимание, что отказ является достаточно широким, чтобы охватывать как иммунитет от юрисдикции или иска, так и иммунитет активов от ареста или неприкосновенность помещений организации.Решения или решения, полученные в национальных судах или арбитражном суде, могут потребовать исполнения в третьих странах, где расположены активы организации.