Рассматривая приемы импровизации, для развития красноречия, в последней статье «Зачем оратору умение импровизировать?», мы коснулись приема переход по последнему слову, где наглядно показали, как можно сгенерировать сразу несколько тем, отталкиваясь лишь от одной фразы. Это дает возможност во время реального выступления всегда выйти из неловкого положения и к тому же сменить при необходимости тему, а также обрести уверенность в себе.
В обширном арсенале профессионального оратора есть немало приемов для развития красноречия с использованием импровизации и один из этих приемов мы сегодня рассмотрим.
Развитие красноречия: вопросно-ответные ходы
Название несет в себе и ответ на вопрос как работает этот прием. Правильно сформулированный вопрос, заданный слушателям, иногда может оратору многое подсказать, почувствовать, чем дышит зал, что его больше волнует и к тому же по ответам, он может составить себе примерное представление, какого рода вопросы могут быть заданы. Этим вы развиваете уверенность в себе, так как вы ведете живой разговор, а стало быть, готовы при случае ответить на любой вопрос зала и не всегда по теме.
Начинающие ораторы не всегда понимают подоплеку этого приема и многие из них считают, что развитие красноречия, а не простые разговоры с залом помогут им стать настоящими мастерами сцены. Да и задавать вопросы, по их мнению, должен зал, а задача лектора отвечать на эти вопросы. И как можно развивать уверенность в себе, когда не знаешь, что за вопрос может быть задан слушателями.
Но именно этот прием позволяет настоящему оратору, обладающему искусством импровизации, решать сразу несколько важных задач, а главное вырабатывает навык живого разговора, как необходимая составляющая развития красноречия. К тому же это позволяет установить очень доверительные отношения с залом, что придает уверенности выступающему и поднимает его значимость в глазах слушателей. Человек, способный, не задумываясь, отвечать на любые вопросы из зала, всегда вызывает заслуженное уважение собравшихся.
Манера выступления всегда находит отражение у слушателей. Если выступающий оратор, не переставая, вещает с трибуны, абсолютно не интересуясь ни реакцией слушателей и их мнением о вопросе, ни тем, понимают ли его слова, то залу, как правило, такой уверенный в себе оратор, абсолютно неинтересен. Напротив, когда выступающий оратор интересуется мнением зала, проявляет к нему внимание, уточняет, интересна ли тема и все ли понятно собравшимся, он всегда вызывает уважение и встречный интерес слушателей. Этого можно добиться, развивая красноречие с использованием приемов словесной импровизации.
Как видим, вопросно-ответные ходы, жизненно необходимый прием импровизации, который имеет целый ряд преимуществ, а именно:
- уверенность в себе, чувство профессионализма;
- выступление приобретает неформальный, живой оттенок с помощью откровенного контакта со слушателями;
- заставляет собравшихся слушать более внимательно;
- пока зал думает над вашим вопросом, вы получаете передышку и возможность быстро подготовить новую импровизацию;
- возможность вести ход выступления в нужном направлении, меняя его при необходимости.
Несколько способов формирования вопросов:
- изменяя лишь интонацию. Например: «этот человек – болен» — утверждение и вопрос «этот человек – болен?» имеют различие лишь в интонации произнесения.
- небольшим добавлением: «согласны?», « не так ли?», «не правда ли?» и прочих;
- с помощью домашних заготовок.
Для перевода утверждения в вопрос, можно воспользоваться вопросной конструкцией. Как, например: «а как вы думаете…», «а вы знаете, что…», «а доводилось ли вам слышать когда-нибудь». Проработайте дома подобные вариации, они просто незаменимы в развитии красноречия, так как смогут сделать речь более эффектной и свободной.
Прошу сообщить ближайшие даты проведения тренинга «Развитие красноречия».